Классификация физического отображения юнитов в военных играх.

В рамках конкурса на лучшую статью объявленного нами https://stratagema-magazine.ru/archives/822 мы получили первую работу за авторством Радковского Сергея Ивановича.
Многие любители игр пытались составить их классификацию, упорядочить их по каким-либо признакам. Кто-то это делал из научных побуждений, кто-то просто пытался систематизировать разнообразие просто для своего личного удобства. Предлагаем Вашему вниманию еще одну попытку «разложить по полочкам».
Статья не ставит собой задачу классифицировать варгеймы, она затрагивает только один частный аспект — игровые предметы (юниты, каунтеры).
Хочется отметить большой сравнительный анализ проведенный автором и выложенный им в рамках единой логически выверенной системы классификации.
Очевидно, что изложенные в статье доводы являются исключительно мнением автора, и могут послужить почвой для диспута.
Соглашаться, спорить и дискутировать можно после прочтения, но предупреждаем всех не любящих долгого и вдумчивого чтения — в статье «много букв»!
Так же сообщаем о продлении конкурса и приему работ до 15.10.2013г.

 

Классификация физического отображения юнитов в военных играх.

Данная классификация рассматривает только предметы, с помощью которых в процессе игры указывается положение юнита на игровом поле.

В англоязычной терминологии варгейма большинство предметов с вышеуказанным назначением объединяются словом «каунтеры» (от англ. «counters»). На русский язык это понятие переводят в зависимости от контекста как «фишки», «жетоны», «шашки». Фактически название могло бы звучать: «классификация каунтеров в варгеймах», но в этом случае оставались «за бортом» и детские «солдатики», и классические игры (шашки, шахматы и т.д.), имеющие аналогичные тенденции в изображении юнитов.

 В тексте описания категорий используются понятия и термины со следующими значениями:

Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Связь игры с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому игра является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Особая психическая установка играющего, который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит игру с искусством. Вопрос о соотношении игры и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в игре специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу «…человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302).

Военная игра – игра, в которых происходит моделирование военных действий (конфликтов) с соответствующими целями и задачами (захват территории, уничтожение противника, захват имущества и т.д.).  Существует вариант неконфликтной детской военной игры —  «парад» (смотр, построение и т.д.). Игры могут вестись как на специальном игровом поле, так и на произвольной поверхности. Наличие правил, фактически, не является обязательным для военных игр – детская игра «в солдатиков» ведется зачастую по наитию либо переходит в банальный обстрел двух противоборствующих армий подручными предметами. К военным играм на специальном игровом поле в полной мере относятся такие классические игры, как шашки и шахматы. Разработана масса специальных игр со своими игровыми полями и правилами. Существуют правила  для военных игр на произвольном поле. Англоязычный термин варгейм (от англ. «wargame») подразумевает обязательное наличие правил игры, и поэтому является более ограниченным. В вооруженных силах термином «военная игра» обозначают одну из форм подготовки органов управления войсками (проводится на картах; может быть оперативно-тактической, оперативной, стратегической и др.). Иногда для обозначения положения войск на картах используются дополнительные предметы, которые тоже вполне попадают под типы данной классификации.

Игрушка – предмет, предназначенный для игры.

Солдатик, игрушечный солдат — миниатюрная фигурка, которая представляет собой солдата или воина. Термин применяется для любых фигурок военных из всех эпох, например рыцарей, ковбоев, пиратов и других предметов, связанных с ними. Солдатики варьируются от простой игрушки до весьма реалистичных и детализированных моделей. По педагогической классификации детских игрушек солдатики относятся к сюжетно-образным игрушкам (игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, использующиеся преимущественно в сюжетных играх).

Юнит – общее наименование игровой единицы в игре. Основным признаком отнесение объекта игры к юнитам является возможность объекта выполнять по ходу игры определенные действия (отдельно или в составе группы) – перемещаться, вступать в бой, собирать ресурсы, строить здания и т. д. В настоящий момент термин более распространен применительно к компьютерным играм жанров «Стратегия» и «RPG». Для большого количества военных игр  термин является тождественным «солдатику» и «каунтеру».

Свойства объекта – совокупность признаков, характеризующих состояние юнита во время игры. В военных играх к основным свойствам можно отнести принадлежность юнита к одной из сторон, и вид (наименование) юнита. К дополнительным относятся: характеристики действия (направление движения, засада, укрытие) и жизненные характеристики (количество жизни, ранение, уровень развития и т.д.).

Распознавание объектов — задача идентификации объекта или определения каких-либо его свойств по его изображению (визуальное или оптическое распознавание) или форме (тактильное распознавание), и другим характеристикам.

Тактильное распознавание – (tactilis; лат. tango, tactum трогать, касаться) распознавание на основе тактильных ощущений – ощущений прикосновения (осязательных). Прежде всего, это форма объекта; фактура объекта, относясь к категории признаков распознаваемых тактильно, играет при идентификации роль второстепенную.

Визуальное распознавание – (лат. visualis зрительный) распознавание на основе данных, воспринимаемых зрительно (невооружённым глазом или с помощью оптического прибора). При оценке важности этого метода учитывается возможность проведения однозначной идентификации объекта в условиях затемнения, снижения контрастности освещения. Предмет визуального распознавания — это, прежде всего рисунок объекта (контур, силуэт), цвет объекта и его отдельных частей, светотеневое оформление.

Рельеф (франц. relief, итал. rilievo, от лат. relevare — «приподнимать, освобождать») — выпуклое изображение на плоскости. В искусстве рельефа представление объема и пространства достигается в меньшей мере зрительными (оптическими) качествами, а в большей — двигательно-осязательными свойствами художественной формы. Для обозначения рельефных изображений, выступающих из плоскости фона менее чем на половину своего объема, используется французское слово «барельеф» (франц. basrelief — «низкий рельеф»). Для изображения, формы которого выступают из плоскости фона более чем на половину своего объема – «горельеф» (франц. hautrelief — «высокий рельеф»). Горельеф иногда почти неотличим от круглой скульптуры.

 Вышеизложенные определения терминов и понятий сформулированы (или отредактированы) специально для нужд данной классификации и не претендуют на абсолютную точность.

Стрелки на схеме демонстрируют не направление развития физического отображения объектов (например, фигуры полного объема известны с более древних времен, чем плоские) и не усложнение художественного исполнения фигур, а только особенности эстетического восприятия, предполагающее подсознательное выделение общих признаков в типах связанных стрелками с субъективным усложнением этого признака в направлении стрелки

Описание типов

 1. Случайные предметы – предметы, разово использованные для обозначения юнитов, при этом имеющие назначение, отличное от того, в котором они используются в игре.

Тактильное и визуальное распознавание – не определенное. Предметы могут иметь сходство между собой по какому-то признаку или ряду признаков, могут быть абсолютно различными, всё зависит от их назначения в игре.

При использовании случайных предметов в игре повторно (постоянно) они фактически переходят в категорию «фишки» или «карточки». То же самое можно сказать о предметах, специально отобранных для участия в игре по конкретным признакам.

2. Карточки – пластинки с изображением юнита на поверхности, специально предназначенные для указания положения юнита во время игры.

Тактильное распознавание – обычно не используется. Может присутствовать при применении различной формы пластинок для отдельных юнитов или проявляться как побочный (чаще всего) эффект при нанесении изображения — теснение пластинок, толщина слоя краски и т.д. Толщина пластинки достаточно мала по сравнению с остальными размерами карточки и в тактильном распознавании не участвует.

Визуальное распознавание – основной метод распознавания. Распознавание визуальным методом усиливается окраской фона пластинки разным цветом для противников.

Карточки разделяются по виду проекции юнита на поверхность пластинки. Чаще всего используется изображение юнита в профиль, но также встречается изображение фаса и вида сверху (особенно для карточек, изображающих военную технику). Дополнительно к изображению юнита на карточке может размещаться информация о его характеристиках – сила, дальность передвижения за ход и т.д.

Изображение юнита на карточке может быть как фотографически правильным, так и стилизованным и даже условным. Строго говоря, самая простая карточка вообще может не иметь изображения, а выделяться только цветом.

Оборотная сторона карточки в игре не участвует и противнику не видна. На ней иногда размещают данные о характеристиках юнита. Как вариант, возможно размещение на двух сторонах пластинки двух изображений, при этом эти изображения относятся к одному юниту на разных этапах игры. Примером такой карточки могут служить шашки, выполненные в виде пластинок, на одной стороне которых нанесено изображение шашки, а на оборотной – дамки. Шашка становится дамкой на определенном этапе игры путем переворачивания карточки обратной стороной вверх. Путем поворота карточки можно (если того требует игра) указать направление движения юнита.

Во многих играх используются листки (картон, пластик) с нанесенной на них информацией о способностях и характеристиках отдельных предметов, юнитов, групп юнитов, предписываемых действиях. Наряду с другими названиями – армлисты, техлисты и т.д. – к этим предметам применяется название «карточки». Однако назначение их отличается от указанного в определении, т.е. они не предназначены специально для указания местоположения юнита, и, следовательно, под данную классификацию не подпадают.

Связь с другими типами:
— тип 3 — изменение положения относительно плоскости игрового поля;
— тип 4 — усложнения геометрической формы, на которую наносится изображение.

3. Фишки – предметы определенной формы, специально изготовленные (отобранные на основании определенного признака) для использования в игровых целях, но не имеющие сходства с юнитом.

Тактильное распознавание – основной метод распознавания.

Визуальное распознавание – дополнительный метод распознавания. Чаще применяется для распознавания фишек одинаковой формы, используемых разными игроками. При использовании в игре фишек только одной формы визуальный метод становится основным методом распознавания.

Наряду с карточками фишки являются наиболее простыми в плане изготовления предметами, специально предназначенными для участия в игре. Плюсом фишек по отношению к карточкам является удобство использования в игре – удобнее брать, производить ходы.

Чаще всего фишка сохраняет свое положение относительно игровой поверхности на протяжении всей игры, т.е. одна из сторон фишки является поверхностью, предназначенной для установки фишки на игровое поле. Так же, как и в карточках, возможны варианты использования нижней поверхности фишки при переворачивании – тот же самый вариант шашка – дамка, только теперь уже для объемных фишек.

Связь с другими типами:
— типы 4 и 7 — нанесение изображения на поверхность.

4. Фишки с изображением – фишки, имеющие изображение юнита на одной из своих поверхностей, при этом остальная площадь поверхности является фоном.

Тактильное распознавание – обычно не используется. Может проявляться как побочный (чаще всего) эффект при нанесении изображения.

Визуальное распознавание – основной метод распознавания. Это связано с тем, что фишки с изображением практически всегда имеют несложную форму, одинаковую для всех юнитов в игре. Изображение при этом идентифицирует как принадлежность фишек к определенному игроку (посредством цвета фона), так и к определенному виду или разряду юнитов.

Связь с другими типами:
— тип 7 – увеличение площади, занятой изображением.

5. Вертикальные карточки – карточки, положение которых во время игры позволяет использовать информацию, размещенную на обеих поверхностях пластинки, одновременно, при этом информация о юните для противника может быть не полной.

Тактильное распознавание – обычно не используется. Может присутствовать при применении различной формы пластинок для отдельных юнитов или проявляться как побочный (чаще всего) эффект при нанесении изображения — тиснение пластинок, толщина слоя краски и т.д. Толщина пластинки мала по сравнению с остальными размерами карточки и в тактильном распознавании не участвует.

Визуальное распознавание – основной метод распознавания. Распознавания визуальным методом усиливается окраской фона пластинки разными цветами для противников.

При отнесении объекта к данной категории следует учитывать, что форма вертикальной карточки должна быть геометрически простой, не повторяющей контуры изображения. Объект относится к данной категории вне зависимости от изображений на сторонах пластинки. Использование оборотной стороны карточки не является обязательным условием отнесения объекта к этой категории.

Наличие у вертикальных карточек двух сторон, используемых в игре одновременно, позволяет реализовать игровой эффект «туман войны». Эффект состоит в том, что в начале игры игрок видит лицевые стороны своих карточек и обороты карточек противника. Т.е. при одинаковой форме карточек игрок знает расположение войск противника, но не знает их состав. В процессе игры лицевая часть карточек может становиться доступной обоим игрокам.

Карточки, имеющие достаточную толщину, чтобы использоваться в игре без дополнительной подставки, называют «блоками». К преимуществам таких карточек – блоков следует отнести возможность отображения нескольких состояний юнита в зависимости от того, какой гранью блок опирается на игровое поле. Количество таких состояний зависит от формы блока – три для треугольников, четыре для параллелепипедов.

Связь с другими типами:
— тип 6 — усложнения геометрической формы пластинки, на которую наносится изображение.

6. Плоские фигуры – карточки сложной формы, силуэтно повторяющие (точно либо приближенно) изображение, нанесенное на них.

Тактильное распознавание – один из методов распознавания. При тщательной проработке силуэта можно добиться того, что распознавание объекта по форме станет основным методом. Толщина плоской фигуры может быть достаточно большой по сравнению с толщиной карточки, однако идентификация объекта ведется только по силуэту и изображению.

Визуальное распознавание – один из методов распознавания.

В зависимости от количества использованных для нанесения изображения поверхностей плоские фигуры делят на одно- и двухсторонние. В зависимости от точности силуэтного повторения изображения – на фигурки, имеющие контур вокруг изображения, и безконтурные (изображение занимает всю поверхность карточки).

Фактически эту категорию можно было бы назвать «бумажные солдатики». Именно фигурки из этого материала и представляют основную массу в категории. Есть, конечно, и другие материалы для выполнения плоских фигур, но по сравнению с бумажными это капля в море.

Связь с другими типами:
— тип 8 – применение рельефного изображения; увеличение толщины фигуры.

7. Фишки с круговым изображением – фишки, изображение юнита на которых занимает всю поверхность с учетом проекции (вида с определенной стороны) изображаемого объекта.

Тактильное распознавание – обычно не используется. Может проявляться как побочный (чаще всего) эффект при нанесении изображения. При усложнении формы фишек может становиться дополнительным методом распознавания, усиливающим визуальное распознавание.

Визуальное распознавание – основной метод распознавания. Это связано с тем, что фишки с круговым изображением практически всегда имеют несложную форму, одинаковую для всех юнитов в игре (чаще всего это тела вращения). Изображение определяет вид или разряд юнита, принадлежность юнита напрямую из окраски (чаще всего) не следует.

Связь с другими типами:
— тип 9 — усложнения геометрической формы фигуры.

8. Фигуры неполного объема – рельефные игровые фигуры юнитов, одна из проекций которых (силуэт) является определяющей при идентификации.

Тактильное распознавание – один из методов распознавания. Для неокрашенных фигур – основной метод распознавания.

Визуальное распознавание – один из методов распознавания. Применение различной окраски позволяет идентифицировать принадлежность фигурки одной и той же формы к разным противникам или разным родам войск (подразделениям) одной из играющих сторон.

В зависимости от толщины фигурок (проекции, не являющейся силуэтной) принято деление их на нюрнбергские и мидль.

Нюрнбергская миниатюра (или просто «нюрнберг») это тонкие фигурки, рельефное изображение на поверхности которых является барельефом небольшой высоты или контурным рисунком с элементами рельефа (плоский полурельеф). Вид фигурок обусловлен первоначальной технологией изготовления форм для отливки и связан с гравировкой обратных изображений на пластинах сланца. Основным отличием от плоских фигур является наличие рельефного изображения на поверхности.

Мидль (или «полуобъем») – фигуры, имеющие толщину около половины объема с учетом масштаба. Рельеф изображения может быть как барельефом, так и горельефом.  Характерным признаком данной категории является изображение юнита в профиль.

Связь с другими типами:
— тип 9 – увеличение толщины фигуры (для статичных фигур);
— тип 10 — усложнения геометрической формы.

9. Объемные статичные фигуры – игровые фигуры, изображающие юнита в статичной спокойной позе (чаще всего стоя) и обладающие объемом и рельефной детализацией, необходимой для идентификации.

Тактильное распознавание – один из методов распознавания. Для неокрашенных фигур – основной метод распознавания.

Визуальное распознавание – один из методов распознавания. Применение различной окраски позволяет идентифицировать принадлежность фигурки одной и той же формы к разным противникам или разным родам войск (подразделениям) одной из играющих сторон.

Профиль (силуэт) объемных статичных фигурок зачастую более выразителен, чем у фишек. Толщина (проекции, не являющейся силуэтной) от половины объема юнита с учетом масштаба до полного объема. Рельефность изображения – барельеф или горельеф. Детализация от нарочито примитивной до скульптурно точной. Спокойная неэмоциональная поза фигурок способствует универсальности  их использования в играх.

Отсутствие выступающих частей (деталей) фигур позволяет использовать их в играх со специальными игровыми полями (расчерченными на клетки, гексы и т.д.). При этом есть возможность увеличить размер фигуры без увеличения размера игрового поля. Связано это именно со стилистикой выполнения фигур, позволяющей осуществлять передвижение юнитов по прилегающим клеткам (гексам) без риска опрокинуть фигуры, не затронутые ходом.

Фигуры этой категории, изображающие военных, стоящих по стойке «смирно» и выполненные в неполном объеме, носят название «столбиков» .

Связь с другими типами:
— тип 8 – уменьшение толщины фигуры;
— тип 10 — усложнения геометрической формы.

10. Фигуры полного объема – игровые фигуры и многофигурные композиции на общей подставке, изображающие юнитов в характерной динамической позе, обладающие объемом и рельефной детализацией, необходимой для идентификации.

Тактильное распознавание – один из методов распознавания. Для неокрашенных фигур – основной метод распознавания.

Визуальное распознавание – один из методов распознавания. Применение различной окраски позволяет идентифицировать принадлежность фигурки одной и той же формы к разным противникам или разным родам войск (подразделениям) одной из играющих сторон.

Рельефность изображения – барельеф или горельеф. Детализация от нарочито примитивной до скульптурно точной. Требование к позе только одно – характерность позы фигурки для данного юнита. При этом практически всегда изображаются юниты без нарушения жизнеспособности. То есть, фактически, нет фигурок мертвых  и смертельно раненых воинов.  Иногда изготавливаются фигурки с атрибутами легкого ранения юнита (бинты, кровь), но без потери им боеспособности.

Применение многофигурных композиций обусловлено желанием использовать в игре технику с обслуживающим персоналом (пушки, осадные орудия и т.д.) и  больших тактических подразделений, двигающихся как один юнит.

В варгеймах игры, в которых юниты представлены фигурами полного объема, называются «варгеймом с миниатюрами» (wargame with miniatures).

Термин «солдатики» охватывает предметы 6, 7, 8, 9 и 10 типов. Встречалось отнесение данного термина к 4 типу – «солдатики-конусы». Возможно условное отнесение к солдатикам также предметов 2 типа, имеющих изображение людей и техники, хотя это только гипотеза, пока не подтвержденная документально.

В практике термин «солдатики» применяется также для обозначения фигур воинов, используемых в военно-исторической миниатюре (ВИМ), при создании диорам (панорам, виньеток). При этом солдатики ВИМ могут вполне использоваться в качестве предметов 10 типа, больше того, иногда производители сами указывают возможную двойственность использования фигурок. Также и для диорам возможно использование предметов 6, 8 и 10 типов, а равно и использование «диорамных» солдатиков в игре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *