Обзор партий в Command & Colors: Napoleonics ч.3

Для дальнейшего экскурса по сценариям Наполеоники мы решили дать небольшую справку по игровой механике. Итак, количество бросаемых в атаке кубиков почти всегда равно количеству блоков в подразделении (соответственно чем больший урон понесла часть, тем меньше у неё будет сила атаки), в зависимости от типа и рода войск сила атаки модифицируется  + кубик при рукопашной или + кубик при стрельбе или при обеих типах атак. При  стрельбе попадание засчитывается за каждый выпавший на кубиках символ части, в рукопашной за выпавший символ части + за выпавшие символы сабель (редко, но бывают исключения в этом правиле). Пехотные части у французов сильны в рукопашной, у англичан в стрельбе, а вот лидеры, артиллерия и конница практически одинаковы. У французов число блоков в подразделении всегда 4 (кроме артиллерии), у союзников от 3 до 5, в зависимости от типа отряда. Например, есть очень неплохой отряд егерей, состоящий всего из 3-ёх блоков, но атакующий на 3 гекса, чего больше не может ни один стрелковый отряд в игре.

Сценарий 5 — Talavera (French attack on British) — 28 July 180901 CCN

Начальные условия – вся французская пехота на поле!!! Французский игрок – 5 командных карт, ходит первым. Союзный игрок – 6 командных карт. Победа – 7 баннеров. Ручей Портина, протекающий через все поле, останавливает движение, но больше не накладывает никаких ограничений. Справа у союзного игрока артиллерия на укрепленном холме. Слева ничейный населенный пункт Casa de Valdefuentes. По центру линия холмов с укрепившимися частями британцев (артиллерия и пехота).

Сценарий – один из наиболее интересных из всех сыгранных нами. 7 баннеров для победы, огромное количество войск на поле и отличная местность с удачной стартовой расстановкой позволяют за обе стороны претворить в жизнь абсолютно разные планы действий и контрмер.
Итак,
Сценарий 5 (Итог убитых частей: 7 французов – 6 союзников)02 CCN

Наши впечатления:
Виктор (союзник): Кратко о партии Алексей не стал идти через центр, сосредоточившись на флангах, это позволило мне оперативно перекидывать на опасные направления части из центра, под конец партии к меня там почти никого не осталось – центр был гол, но и воспользоваться этим Леша не успел – слишком глубоко ушли по флангам его войска.

Партия запомнилась отчаянной атакой справа полноценной французской частью из 4 блоков во главе с генералом по союзной артиллерийской батарее в редуте. Бросок французов – 3 кубика (выпало — орудие, пехота и кавалерия) — уничтожено одно орудие, ответный удар артиллерии – 4 кубика смел всю дивизию (выпало 3 пехоты и сабля).  Шок в глазах оппонента – атака не только провалилась, часть просто исчезла в дыму орудий, хотя генерал в последний момент (выкинув флаг) сумел сбежать к своим войскам под прикрытием порохового дыма.

Атака на левом фланге так же принесла много сюрпризов – у меня на руках 2 карты Кавалерийский рейд (+1 кубик к атаке любой кавалерийской частью и +2 кубика гвардейской кавалерией, которая у меня имеется), Алексей, не ожидая такого подвоха и подлости, пошел в атаку слева кавалерией, и, не дойдя буквально считанных метров до моей конницы, остановился, рассчитывая продолжить наступление в следующий ход. Однако розыгрыш мной подряд 2 карт «CAVALRY CHARGE» отменил все его планы – одна часть кавалерии уничтожена, вторая улепетывает, прорывом добить не удалось, и после долгой беготни французы бросают пехоту вперед и расстреливают конницу британцев. А дальше происходит нечто гротескное – с обоих сторон осталось по 1 части легкой кавалерии и в каждой по 1 блоку, но у меня нет карт для активации, а Леша решил во чтобы то ни стало добить мою измученную боями часть. Он начал гоняться, и еще как! Три раза налетала его кавалерия – 2 раза отхватывала контрудар, но так и не смогли эти недобитки свести счеты друг с другом. 

В итоге я подвел пехоту для ружейного залпа – пристрелить его недобитка, чтоб не мучились оба:). Но не успел – партия кончилась раньше, отличный выстрел артиллерии и пехоты по его слишком близко подошедшей пехотной части поставил точку.   

Счет убитых блоков – 32 французских против 27 убитых англичан.

Алексей (француз): Оценив ситуацию на поле и карты в руке, я решил не лезть в центре на холмы, искушая судьбу, а аккуратно ударить по флангам и обойти с тыла сильную позицию; в итоге почти так и получилось, правда, от частей к тому времени мало что осталось…  Отмечу довольно бестолковую расстановку французов – у самой линии у них стоит отличный отряд тяжёлой кавалерии, который так и не сыграл своей роли ни в этой, ни в последующей партии, будучи зажат со всех сторон пехотой и артиллерией.

Вообще, доведись мне сыграть ещё раз в этот сценарий, я поступил бы совершенно по другому, стараясь больше задействовать в центре артиллерию и пехоту (собственно, как Виктор и действовал в следующей партии). Не знаю, что послужило тому толчком – то ли карты на руках, то ли какой-то безумно авантюрный план – но я пошёл по флангам.

Поначалу всё шло хорошо. Две части кавалерии начали наводить шороху, и тут следует шоковая атака конницы британцев! Одна часть французов разбита полностью, вторая удержалась. И тут британцы совершают ошибку – увлеклись преследованием. Тут же пехота французов доказывает им, что они сильны не только против вражеской пехоты. 

Тем временем на другом фланге я решаюсь на ещё одно идиотское решение – пытаюсь в штыки взять артиллерийский редут (!) на холме (!!!). Этому предшествовала довольно удачная атака, где мне удалось восстановить паритет в баннерах, потерянный во взаимных кавалерийских атаках на другом фланге. Собственно, на этом партия могла бы и закончиться, но каким-то образом генерал, возглавлявший безумную атаку, сумел вернуться живым.

Мне кровь из носа требовалось для победы ещё 2 флага… а счёт к тому времени 6-5 не в мою пользу (этому предшествовали 2 безуспешные атаки моего оставшегося блока лёгкой кавалерии против неприятельского блока тяжёлой кавалерии – да-да, французский маршал в тот день был немного не в себе). Самое интересное, что в итоге лёгкая кавалерия таки опрокинула неприятеля, но как следует порадоваться этому я не успел: удачный артиллерийский залп неприятеля возвестил о поражении…

Анализируя партию позже, я осознал, что даже несмотря на грубейшие промахи, французы могли победить. Но, естественно, атакуя в лоб вражеский редут врукопашную, надеяться на победу несколько авантюрно. И центр мной был почти не тронут, тогда как британцы полностью растащили его по флангам; может, стоило чуть пораньше предпринять решительную атаку в центре?

 Сценарий 5 (Итог убитых: 7 французов – 6 союзников)03 CCN

Наши впечатления:
Виктор (француз): после впечатляющей первой партии, увидев проблемы атак по флангам, я решил пробиваться по центру, начав координированную атаку – но нарвался на первый удар и понес потери. Что-то не очень получается с атакой по центру. Сбрасываю карты (SCOUT) для подбора хоть каких-то хороших комбинаций. А в это время оппонент, видя мое топтание на месте, решился на атаку. Его кавалерия брошена по флангу и…. это как дар небес (!) — она вырезана подчистую, и теперь на моем правом фланге открываются шикарные перспективы – передо мной никого! Стремительный рейд в тыл противнику — рубить, кромсать, добивать… На мой взгляд, судьба партии решилась при атаке моей кавалерии ослабленной союзной артбатареи – 2 блока орудий, атакует кавалерия 3 блоками, и надо выкинуть только 1 флаг, или хотя бы 1 саблю или 1 батарею, бросок -…  Нет, не повезло…. 2 пехоты и 1 кавалерия. Ответный выстрел из пушек смел храбрецов… И хотя в дальнейшем пушки были уничтожены, пехота французов пошла вперед, но…. время для успеха было упущено. Британская гвардия и застрельщики маршом пошли вперед и перестреляли пошедшую вперед французскую пехоту.    

Что запомнилось – примерно в середине партии сумел подойти для штыковой и координированной атаки, как же… Карта-сюрприз у оппонента «Первый удар» – я отошел, потеряв половину убитых в части, и сорвана так долго мною готовившаяся координированная атака. И как я только не пытался вести части пехоты вперед, союзный ружейный огонь оппонента в этот день был снайперски точен и опрокидывал мое наступление.
Я был бессилен подойти для штыковой, два моих куба против пехоты – выпадает 2 орудия, 2 куба против арты – выпадает 2 пехоты. Зато Алексей был точен как никогда. Каждый куб — попадание. Смертельная для меня точность… Убийственное продвижение вперед под канонаду ружейной стрельбы. Под конец партии Алексей, собрав хорошую комбинацию, повел вперед гренадеров и застрельщиков, расстреливая всех подвернувшихся ему под руку…

Счет убитых блоков – 34 французских против всего-то 24 убитых англичан.

 Алексей (союзник): В этой партии Виктор, на мой взгляд, действовал как по учебнику. Начал как раз-таки продвижение по центру, началась вялая артперестрелка. Его части пошли по левому флангу (для меня по левому), я же, вспомнив первоначальный успех в той партии британской кавалерии, неосмотрительно бросил их в атаку (опять авантюра, ничем не подкреплённая!) Результат обескураживающий – полный разгром! И уже его кавалерия, действуя на упреждение, проходит по моим тылам, подбирается к артиллерии. Как я понял, это была самоубийственная атака; но довольно хорошо просчитанная – если выпал бы хоть один флаг, выгодные позиции артиллерии были бы утрачены и общая позиция в центре весьма пошатнулась бы. Но… Кубы за меня, и ответным огнём картечью в упор кавалерия рассеяна. Французы в лёгкой растерянности; но, собравшись с духом и с упорством, достойным лучшего применения, прут и прут по центру, пытаясь продавить, проломить британцев. Но не день французов сегодня… Англичане стойки, как никогда, они даже не дают подобраться синим мундирам на расстояние штыкового удара. Был момент, «точка бифуркации», когда хвалёная французская пехота была готова в координации с артиллерией 7-ю кубами прорвать центр, но «первый удар» отбросил их с большими потерями…

На другом фланге всё было довольно тихо – Виктор помнил, на что способен артиллерийский редут, и вёл себя там довольно смирно. Была попытка атаковать, но английские егеря  быстро остудили пыл, отбросив французов назад.

А тем временем, сдерживая яростные атаки по центру, постоянно истаивая, британцы готовили контрудар, в итоге оказавшийся победным. После того, как атаки синих выдохлись, вперёд пошли гренадёры, застрельщики и егеря, сметая всё на своём пути. Кровавая и трудная победа.

Самый классный пока сценарий из шести, нами сыгранных. Реиграбельность и вариативность внушают.

 Сценарий 6 — River Coa — 24 July 181004 CCN

Начальные условия. Французский игрок – 4 командные карты, союзный игрок – 4 командные карты и ходит первым. Победа – 6 баннеров. Любые части союзников (кроме Лидеров), выведенные через мост (в верхнем левом углу), считаются как победный баннер для союзников. Река непроходима. Союзные части в городе Аламейда (справа в углу) могут игнорировать 1 флаг. Мы впервые играли сценарий с 4 картами и спецправилом по выводу частей — кажется, это что-то интересное! Расстановка заняла минут 10, начали!

Сценарий 6 (Итог убитых: 6 союзников — 5 французов)05 CCN

Наши впечатления:
Виктор (союзник): собственно, сам сценарий соперничает за звание худшего с одним из сыгранных ранее. Проблема, во-первых, в огромном дисбалансе – 4 карты слишком мало (!), а во вторых – вывод союзных частей через мост дает дикое преимущество союзникам! Представьте – не надо стрелять, комбинировать карты, выманивать соперника, просто уходи, и… все! За это баннер, а вот французский игрок должен активно идти вперед и стараться задержать этот исход союзников с поля.

В нашей партии я успел вывести 2 португальских части с игрового поля за первые два хода – счет 2-0. Леша вяло подтаскивает части к центру. И вот тут ему крайне повезло на карты – «BAYONET CHARGE» — 4 части пехоты броском преодолевают расстояние до союзников и начинают безжалостно вырезать меня. Следующие карты-сюрпризы – «FIRST  STRIKE», «FORCE  MARCH», «CAVALRY CHARGE»…  4-2 и не в мою пользу. На это у меня было только активация 1 или 2 частей слева/справа, отчаянно не хватает карт по центру. В ближнем бою чудом удалось отбиться – 5-4 я веду! Но буквально следом гибнет моя пехотная часть вместе с генералом, 6-5. Поражение. Вдвойне обидное из-за жесточайшего отсутствия карт.
Счет убитых – 15 французских против 21 убитых англичан.

Алексей (француз): Сценарий, вызывающий только крайнее недоумение. Полностью зависит ТОЛЬКО от пришедших на руку карт. Причём Виктор немного путает – у меня УЖЕ на руках был «штыковой удар», и первым же ходом я его и активировал, завязав безнадёжную схватку в центре (ведь все всё равно погибнут) – но это, может быть, даст  время подойти отстающим частям?

После второго хода португалов на карте уже нет, но и схватка в центре приносит первый флаг. Правда, в последующие ходы от тех отрядов ничего не осталось, но ведь так и задумано, не правда ли? Честно говоря, по другому как-то действовать там не представляется возможным… Только отчаянный чардж в центре первым же ходом, упование на отсутствие нужных карт у противника, и подтягивание остальной мощи французов (причем на левом фланге ловить тоже что-то весьма проблематично, там в крепости стоит артиллерия и неплохой отряд стрелков, бьющих на 3 гекса). То, что в итоге я победил – это просто дикое везение как на кубах, так и на картах (причём я действовал всего только двумя картами!). У Вити карты не шли совершенно, в итоге центр простаивал, а я ни хода не сделал бесполезного. И то счёт в итоге – 6:5, прошёл по очень тонкому льду….

 Сценарий 6 (Итог убитых: 6 французов – 0 союзников)

Наши впечатления:
Виктор (француз): О! Эта партия мне запомнилась. Феноменальное отличие от предыдущей игры…
Собственно, вот моя рука:07 ССN

Забегая вперед, скажу сразу, что ни одного ближнего боя не состоялось. Совсем. Две карты «FIRST STRIKE» забили руку полностью. Карты 2 слева/справа или 1 слева/справа преследовали всю партию. Наверное, самую короткую партию на моей памяти.

Сыгранные карты у Алексея:

Если я не ошибаюсь, то партия был сыграна за 3-4 карты. Посмотрев в свои карты, он сыграл «2-2-2» и подвел войска к выходу. Посмотрев на карты внимательно, Алексей стал улыбаться, и просто выложил карту на стол «LA  GRANDE  MANOEUVRE». По ней он вывел сразу 4 подразделения за пределы игрового поля и получил 4 баннера. Тем, кто читает этот обзор и играет в Наполеонику — у кого-нибудь есть больший рекорд по баннерам за розыгрыш 1 карты? Теоретически такое возможно, но, честно говоря, за отыгранные 13 партий это рекорд. Вот, собственно, и почти вся партия – второй ход, счет 4-0. Следующий ход Холд энд Файер — расстреляна полностью французская часть и сильно покорежены оставшиеся. Следующий ход — подведена очередная (шестая и последняя) часть на выход с поля. Отчаянно пытаюсь сделать хоть что-то, но увы… Закономерный итог 6-0 и негативный осадок.

Счет убитых блоков – 11 французских против всего 3 убитых англичан.

На расстановку у нас ушло времени больше, чем на обе партии. Удивительно, как можно столь несбалансированный сценарий ставить в официальную книгу сценариев; и ведь можно довести баланс до ума, например:
— французы берут 6 карт, ходят первыми;
— англичане не могут выводить за пределы игрового поля за один ход более 2 подразделений.
Собственно, как мы шутили после партии – раздав карты, можно было сразу говорить – здесь 6-2, и показываешь карты – да, согласен. Все. И не бросать кубики.

Алексей (союзник): Этот сценарий наглядно показал, что первый результат не был случайностью. В этом сценарии ПОЛНОСТЬЮ рулят карты и кубики. Причём я даже не сразу осознал, какой силы карта у меня в руках – «большой манёвр». А на первый ход сыграл 2-2-2, тоже одна из сильнейших карт. Собственно, вторым ходом вывожу 4 части за пределы поля, получаю сразу, махом, 4 очка! Неужели этого было не предусмотрено?! А если да, то на фига!? 3-ый  и 4-ый ход – формальность, подтверждающая правило — полностью расстреляна французская конница, и последний флаг получен выводом части через мост. Гейм, как говорится, овер. Ужас.

Краткое резюме по впечатлениям от CC:Наполеоника - часть сценариев великолепна и реиграбельна, однако есть и несбалансированные, сильно портящие общее впечатление от игры. Собственно,  из шести сценариев 2 ужасны, 2 весьма хороши и 2 великолепны. Хотя игровая система предлагает для исправления этого дисбаланса множество вариантов, например:
— в каждом сценарии убирать некоторые карты из игровой колоды, например, мы всегда играем без карты «вне снабжения» (телепортация в 19 веке… – к чему?);
— в каждом сценарии (или в «проблемных») прописать обязательные начальные 1-2 карты на руке  обоих игроков;
— более широкий спектр целей и ограничений в сценарии придал бы большее разнообразие CC:N – например, ограничение по количеству раундов в небольших сценариях (допустим, не более 12 раундов), или не потерять всю пехоту/артиллерию/кавалерию, или не допустить гибели всех генералов.

Будем играть дальше, и по доброй традиции продолжим описывать наши впечатления от каждого из сценариев. А впереди ещё дополнения…:)

4 thoughts on “Обзор партий в Command & Colors: Napoleonics ч.3

  1. Дядя Леша
    15.02.2014 at 09:09

    Вот не могу понять вашу страсть к хоумрулам. Зачем портить игру? Да, река Гоа, сценарий сложный. Кубики и карты рулят в нем чересчур, даже для Борга. Но я выигрывал им французами один раз из двух и вероятно мог бы выиграть и второй, но Гранд Маневр увел с поля 1 блок из 6 британских стрелков, 2 из 4 британской пехоты и пару португалов.Естественно, в такой ситуации британец сумел довести дело до победы. Однако никакого разочарования.Конечно, часто в такой сценарий играть скучно, но пару раз, для разнообразия вполне ничего. Вобщем, строго не рекомендую брать испанцев.Боюсь будете жестко разочарованы.

    Ответить
  2. Leks
    15.02.2014 at 10:18

    А мы играли без хоумрулов и я же выиграл французами. Вот, и ты сам сказал — играть скучно. Сыграл раз и забыл.

    Ответить
  3. Дядя Леша
    15.02.2014 at 10:52

    я сыграл уже два раза. Я откровенно говоря, не упомню ни одной игры на основе сценариев, где можно было бы разумное количество раз повторять все из них. Всегда есть более или менее интресные. Я так же раз за разом не буду переигрывать Талаверу или Шевардино как и Гоа. На то и выдано на руки множество сценариев.
    Хоть ты тресни, но из ССN не сделать глубокой военно-исторической игры. Все эти — «убрать карту телепортации», «начальные карты» — как раз и портят игру. ССN — это фан с кубиками и блоками именно поэтому в игре нет «ужасных» сценариев, играть просто весело. Повторюсь, не берите «испанцев», лучше в вассале поиграйте, там у французов просто колоссальное преимущество. Чуть испанцам не свезло и тушите свет.

    Ответить
    1. Victor34
      15.02.2014 at 23:11

      Да мы и не пытаемся сделать из CCN глубокую историческую игру убрав/добавив пару карт). Суть предложений в балансировке сценариев, чтобы были более равные шансы у игроков. Не просто пришли/не пришли карты и на этом вся партия заканчивается. Например убрать из колоды карту телепортации не оригинальная идея, подсмотрели на http://www.ccnapoleonics.net/. В одной из наших партий была ситуация когда было потрачено 5-6 карт чтобы дотащить часть гвардейцев (ключевая часть для победы) ближе к бою, а затем они за при розыгрыше данной карты оказались на исходной позиции — как-то нас это зело смутило и читая опционалки нашли такое предложение — выкинуть карту, подумав согласились. На счет фана… Вот не согласен. Мемуары базовые это да, фан. А в CCN уже появляется много отличных нюансов в игровой механике, которые не просто повезло с картами/кубами или нет, по сложности и разнообразию тактик CCN это все таки более серьезная игра в которой (в кои-то веки) не только карты/кубики все решают. Именно этим игра нам так понравилась, но часть сценариев в начальных условиях уже содержат такой дисбаланс для игровых сторон, что на поле все решает слепой случай, а от игрока ничего не зависит, это и вызывает негатив. Насчет допа испанцев, думаю не будет у нас дискомфорта и негатива, все таки это особенность всего дополнения, а не конкретных сценариев.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *