Ватерлоо в блочном настольном мире

Всего несколько месяцев назад мир отмечал 200-летие сражения при Ватерлоо. Последнее крупное сражение Наполеона, окончившееся разгромом французской армии и последующем изгнанием Наполеона на остров св. Елены. Waterloo 01

Согласно главному ресурсу по настольным играм https://www.boardgamegeek.com/, настольных воплощений битвы к сегодняшнему дню выпущено более 50.

В мае 2015г. благодаря молодому итальянскому издательству VentoNuovo Games, в мире настольных сражений, посвященных Ватерлоо, стало на один варгейм больше: Waterloo 02

Waterloo 200 от Emanuele Santandrea принадлежит к довольно редкому типу блочных варгеймов; являясь давним поклонником этого поджанра, я не мог пройти мимо этой игры.
Собственно, в моей коллекции уже есть один блочный варгейм, посвященный сражению при Ватерлоо — Napoleon: The Waterloo Campaign, 1815 от Columbia Games (4-ое издание 2013г.). Waterloo 03

Наверное, начну со своих впечатлений – мне очень понравилась итальянское видение битвы! А так же приятно удивила уникальная игровая механика для блочного варгейма — практически безрандомные бои.
Для максимально полного описания итальянского варгейма, игрового процесса и своих впечатлений я расскажу об игре Waterloo 200 от VentoNuovo Games и сравню с Napoleon: The Waterloo Campaign, 1815 от Columbia Games (блочные игры от Columbia Games широко известны, и по многим играм этого издательства уже были обзоры, в т.ч. и в «Стратагеме»).
Итак, обе игры посвящены сражению при Ватерлоо, обе игры блочные с туманом войны, в обеих играх нет карточек событий и урон распределяется путем поворота блока. Пожалуй, на этом все сходство между играми и заканчивается.

Как театр начинается с вешалки, так и настольная игра начинается с коробки, и вот первый сюрприз — в коробку Waterloo спокойно можно вложить 2 коробки с Napoleon. Waterloo 04

Судя по количеству компонентов и пустого места, размер коробки для Waterloo все таки избыточен. Waterloo 05

Здесь следует отметить, что несмотря на то, что оба блочных варгейма посвящены одному сражению, масштаб у игр разный.
Napoleon от Columbia Games отображает события, произошедшие в течение всей кампании 15-22 июня (во время которых произошли сражения при Линьи, Катр-Бра, Вавр и Ватерлоо), а Waterloo 200 от VentoNuovo Games сосредоточено на ключевом событии кампании – сражении при Ватерлоо, произошедшем 18 июня 1815 года.
Вследствие разного масштаба игр, игровые поля полностью отличаются друг друга.
В Napoleon поле традиционное для игр от Columbia Games – города и населенные пункты соединены дорогами (главные и проселочные) с мостами через реки, по которым движутся армии.
На поле отмечены ключевые города снабжения союзников — Brussels, Ghent, Liège и стартовая линия для расстановки армий. Waterloo 06

Первое, что бросается в глаза при рассмотрении поля в Waterloo 200 – визуальная красота! Игровое поле красочное и детализированное – рощи, фермы, поля и строения, зачастую подписанные (хотя и на французском, но вполне понятно). И вся эта красота не оказывает ни малейшего влияния на игровой процесс, т.к. все основные ограничения и модификаторы указаны в каждой области отдельно (о них ниже).
Отдельно яркими золотыми звездами на поле отмечены ключевые области в количестве 7 штук, заняв которые, вы автоматически побеждаете в битве (ставки главнокомандующих армий, замок Угумон, Ла-Э-Сент, Мон-Сен-Жан, Бель-Альянс и другие значимые с исторической точки зрения места). Waterloo 07

Красота…

В каждой области поля есть подсказки для стартовой расстановки частей, и круг зеленого, желтого или красного цвета (указывает, сколько блоков могут зайти в данную область, от 1 до 4), в котором нарисован щит с цифрой (защитный модификатор). Эти значения необходимы для проведения боя (о нем ниже).
При первом взгляде кажется, что поле даже перенасыщено, однако уже на второй-третьей активации вы совершенно спокойно ориентируетесь по карте, принимая тактические и стратегические решения.Waterloo 08

Если сравнивать игровые поля по размеру, то поле в Waterloo несколько больше. Waterloo 09

Движение частей
После стартовой расстановки все части в Napoleon могут быть активированы для движения, основные ограничения на перемещение частей накладывает местность и тип части.
В Waterloo200 для осуществления движения необходимо активировать штаб корпуса, и через него именно части, принадлежащие данному корпусу (для удобства игроков на каждый блок нанесен уникальный цвет корпуса, совпадающий со штабом корпуса) и находящиеся в радиусе командования, могут начать движение. Однако после каждой активации корпуса лидер теряет 1 шаг, переворачивая блок. Так же, как и в Napoleon, ограничения на перемещение частей накладывает местность (в области могут находится от 1 до 4 блоков) и тип части.

Блоки или наша армия
В Napoleon, как и в Waterloo, целью игры является уничтожение фиксированного количества блоков или захват контрольных точек, все традиционно. Армии представлены блоками, каждый из которых принадлежит одному роду войск – пехота, кавалерия, артиллерия, а так же блоки лидеров.

Два Наполеона – слева от Columbia Games, справа от Nuova Sima.Waterloo 10

Несмотря на то, что блоки в Waterloo меньше своих аналогов в Napoleon, проблем при игре это не вызывает. Да и сами итальянские блоки очень красивы – вместо привычного аскетичного вида итальянские блоки более яркие — цветовая гамма указывает на принадлежность блока к штабу корпуса (лидеру), а так же на уровень стойкости частей. Waterloo 11

Переходим к основной части игрового процесса – бой.
В Napoleon бой несколько отличается от обычных игр Columbia – столкновение (если в каждой армии не менее 3 блоков) происходит на специальном выносном поле, в котором для каждой армии указаны фланги, центр и резерв.
Для разнообразия схваток игроки перед боем выставляют в случайном порядке 3 блока с местностью (лес, холм, строения, река) на выносное поле. Каждый блок дает уникальные модификаторы в бою.
Целью боя является занятие любой позиции противника с уничтожением (или принуждением к отступлению) в этой области частей противника, что в рамках игровой механики означает начало бегства всей армии оппонента. Данная игровая механика заставляет маневрировать своими силами, придерживать в резерве части для отражения неожиданных ударов, грамотное распределение армии на местности, и, по опыту наших партий, исход всей партии обычно зависит от 2-3 крупных сражений.
В остальном все традиционно для Columbia — за каждый блок бросается разное количество d6, нанесение урона противнику в зависимости от части — при выпадении «1», «2» или «3», каждый хит урона применяется противником путем переворачивания/ослабление блока вплоть до уничтожения. Waterloo 12

В игровой механике боя в итальянском Waterloo нет кубиков, нет таблиц боя и нет рандома (почти).

Итак, введя войска в область, игроки переворачивают блоки и суммируют силу частей, вступивших в бой, обороняющийся прибавляет модификатор защиты области, атакуюший добавляет к сумме частей значение лидеров и артиллерии (если она поддерживает атаку) с прилегающих областей.
Игрок с большей боевой суммой победил, разница в числах – нанесенные потери. В зависимости от количества нанесенных потерь, урон несет не только проигравшая, но победившая сторона.
Для примера фотография ниже — французский игрок атакует в одной области 4 блоками (зеленый круг указывает, что в области может находиться до 4 блоков с каждой стороны) 2 английские части.
Суммарная сила французов в области 3+4+5+3 =15, активированный лидер в соседней области так же добавляет +4 к сумме, игрок принимает решение не атаковать артиллерией, итого 19 очков боевой силы.
Суммарная сила английский блоков – 5+5 =10 и +1 дает модификатор области, итого 11 очков.
Победа на стороне французов с разницей в «+8» хитов урона, это значит, что англичане должны понести 8 хитов урона, а французы только четверть от данного урона: 8/4=2 хита урона.
В зависимости от стойкости и выучки части, хиты урона применяются следующим образом: для ослабления блока с красными точками требуется нанести 3 хита урона, для ослабления блока с белыми точками – 2 хита урона, с черными точками – 1 хит урона. Таким образом, по итогам боя 2 английских блока будут уничтожены, применив полученные хиты, тогда как французы не понесут потерь (получено 2 хита урона, но в области только элитные части, которым для нанесения урона которым необходимо нанести минимум 3 хита).
Вследствие этого, вы не знаете, с кем столкнётесь в бою и какие при этом понесете потери – количество блоков в области ничего не говорит о качестве и силе блоков. Вопрос верного выбора направления основного удара, грамотного построения обороны на поле, разведка боем – все это есть в Waterloo200. Waterloo 13

Подводя итог по сравнению игр.

Napoleon – это простой блочный варгейм, традиционный для Columbia Games, оптимально подходит как gateway для новичков в мире блочных варгеймов. Не могу сказать, что Napoleon сильно выделяется за счет темы или игровой механики, т.к. мне значительно больше нравится в сеттинге Наполеоновских войн в линейке этого же издательства Borodino. Однако Napoleon позволяет отыграть всю кампанию и провести несколько крупных сражений за 2-3 часа реального времени, а так же прекрасно показывает основы игровой механики для блочных игр и основную проблему, стоящую перед Наполеоном в данной кампании – успеть разбить англичан до подхода прусской армии.

Waterloo200 — за плечами около дюжины партий и все они закончились по условиям победы — уничтожение 10 блоков оппонента. Интересно, что мы ни разу не доиграли до появления прусских частей – всё уже к тому времени было решено. Возможно, что влияла расстановка – ведь планирование основного направления атаки начинается ещё на стадии разглядывания карты на первом ходу, и там действительно есть над чем подумать. Вроде бы правый фланг у англичан чуть выдаётся вперёд, и надо брать то, что само идёт в руки – но защитный модификатор той фермы (Шато де Гумо) равен 7, и с наскока её не взять, нужно подтягивать артиллерию и генералов, что не всегда с руки… Честно говоря, не очень понятно, почему не был сделан лимит на количество активаций в ход – какой резон французам ждать пруссаков и пытаться выиграть по очкам? Наоборот, им нужно пытаться всё решить ещё на первом ходу, что неоднократно удавалось. Интересно, что проламывать оборону англичан можно и слева (просто обходя ту злосчастную ферму), и справа, и по центру – но тут главное заранее не показать сопернику, где ты будешь наносить главный удар. Соответственно игроку за англичан надо терпеть что есть сил, всячески затягивая бой, вовремя перебрасывая подкрепления (на что есть лучшая в игре кавалерия)и как можно сильнее стараясь ослабить французов. Каждая из сыгранных партий интересна — несмотря на кажущуюся малость выбора стратегических действий, разнообразие достигается за счет разных конфигураций выставленных на поле частей, случайным образом выставленных подкреплений, и непредсказуемыми действиями оппонента.

В наших партиях было одно примечательное сражение, когда французские генералы постоянно шли вперед, и, сметая все на своем пути, рвались к ставке Веллингтона, англичане отступали, редко огрызаясь контратаками, в какой-то момент французы настолько увлеклись преследованием отступающих англичан, что, потратив последние активации, оказались буквально в шаге или даже полушаге от победы (счет уничтоженных блоков 9-3, еще бы одна разбитая часть англичан – и бритты, дрогнув, побегут); и именно в этот переломный (как впоследствии оказалось) момент армия Веллингтона перешла в контрнаступление, занимая области, оставленные далеко оторвавшимися вперед частями французов, избиение попавшей в ловушку французской армии было недолгим, общей итоговый счет через 15 минут уже был 10-9 в пользу англичан, и Наполеон, дрогнув, бежал с поля боя с остатками частей…

Вспоминая сыгранные партии, могу резюмировать: к несомненным достоинствам игры стоит отнести уникальную механику, новый подход к отображению боя с использованием блоков, быстрые и яркие партии (1-2 часа), а так же высокую реиграбельность. Механика игры на самом деле впечатляет – не каждый день видишь, казалось бы, обычную блочную игру с совершенно другой методикой боя. Именно здесь понимаешь буквально пословицу: «Один в поле не воин», ибо один блок в атаке здесь вообще ничего не может сделать. Также очень оригинальна идея с ранжированием частей по цвету – элитные части несут гораздо меньшие потери, чем обычные, и решено это очень изящным способом.

Waterloo200 очень яркий и колоритный варгейм, есть в нем что-то от Италии и итальянцев (как я их представляю) яркие краски, быстрый калейдоскоп событий, много действий и впечатлений.

Ждем следующих игр на схожей или новой механике (кстати, мне кажется, что на этой механике вполне реально создать игру по Первой мировой войне), и спасибо за подаренные яркие игровые переживания!

Браво, Италия и VentuNovo!

P.S.
В ходе партий, были введены в оригинальную механику следующие «homerules»:
— После проведения успешного боя армия может провести перегруппировку или продвинуться в соседние пустые/дружественные области
— После проведенного боя оставшиеся в области части с силой «1» могут отступить в соседние пустые/дружественные области
— Каждый игровой ход состоит из фиксированного числа активаций – 5 (или 6 по решению игроков).
— Победа достигается при уничтожении 12 блоков (вместо указанных в правилах 10).

Waterloo 14

4 thoughts on “Ватерлоо в блочном настольном мире

  1. Max Bogatov
    13.11.2015 at 22:56

    Спасибо, с большим интересом прочитал! Я очень рад, что блочные варгеймы развиваются, и не останавливаются на достаточно простой системе от Columbia Games. Бои в итальянском Ватерлоо (забавно звучит :) ) напомнили систему в играх Боуэна Симмонса (Bowen Simmons) Bonaparte at Marengo, Napoleon’s Triumph и The Guns of Gettysburg, только там потери в бою поменьше будут, два-три хита нанести — большой успех.
    А систему цветовой дифференциации качества войск видел в Fast Action Battles, только там она даёт модификатор в бою и при проверке морали. И там чёрные — обычные войска, а белые — новобранцы.
    И да, очень красивые фишки у итальянцев!

  2. Lupus Est
    06.12.2015 at 10:06

    Спасибо за отчет! Никогда в подобные игры не играл, но вот заинтересовался. Скажите, а в Ватерлоо кубики в таком виде уже идут, или надо самому вырезать/наклеивать значки отрядов на деревянные кубики? Почему то при разглядывании фото такое впечатление сложилось…

  3. Victor34
    14.12.2015 at 14:45

    В коробке с Ватерлоо (как и в любой блочной игре) отдельно вложены деревянные кубики и отдельно лист с наклейками. В правилах прописано — какие наклейки соответствуют блокам (по цвету).
    Поклейка на блоки занимает час, максимум 1,5)

    1. Lupus Est
      14.12.2015 at 22:01

      Спасибо за ответ). Собственно так и предполагал!

Добавить комментарий для Lupus Est Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *