Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
(Песня «Священная война, 1941)
22 июня 1941 года, в 4 часа утра операция «Барбаросса» началась. Вместе с ней начался один из самых тяжелых периодов для нашей страны. Масса танков, пехоты и авиации обрушили свой внезапный удар
Немецкие атаки идут одна за другой, волна за волной. Танки с крестами на бортах при поддержке с воздуха и с пехотой позади прорывали неподготовленную оборону, окружали очаги сопротивления разрозненных армий РККА..
Несмотря на неожиданное нападение, ужас первых часов, отсутствие командования бойцы и командиры Красной Армии защищались храбро
Но, несмотря на стойкость и героизм при попытке прорыва окружения, много армий было разгромлено, тысячи солдат и офицеров попало в плен.
Группа Армий «Север» уничтожила 8 и 11 армии РККА. Дорога на Таллинн открыта.
Советское командования слало непрерывные приказы атаковать противника. Зачастую эти приказы отдавались без знания реальной обстановки.
Некоторые неорганизованные контратаки имели успех.
Но в большинстве случаев РККА несли катастрофические потери!
Turn 2.
Панцергруппы проникли глубоко на территорию СССР, оторвавшись от своей пехоты и линий снабжения. Но этот прорыв нес угрозу ключевым городам: Киеву, Минску, Ленинграду.
Советское командование организовало мощную контратаку, которая заставила отступить немецкий армейский корпус.
Ставка Верховного Главнокомандующего требовала от генерала Гречко контратаковать немецкие танковые корпуса. Гречко понимал, что это самоубийственная атака, но не выполнить приказ Верховного не мог.
Результаты столь безрассудных действий — ужасные потери советских войск.
СССР тем временем проводит тотальную мобилизацию. Новые и переформированные дивизии направляются на запад.
Turn 3
Минск в тисках танковых дивизий.
Вермахт безуспешно осаждает Каунас без особых потерь для обеих сторон.
Немцы штурмуют Львов.
Опытный Маршал Тимошенко умело командует обороной, и войска отражают многочисленные атаки противника.
Защитники Львова нанесли серьезный урон 53-ему армейскому корпусу немцев.
Румынская армия при поддержке 11-ой немецкой армии начинает свое вторжение на территорию Молдовы.
Панцегруппа быстро движется на Ленинград
Немецкая бронетехника грохочет по мостовым Минска
Но Гитлеру нужен Киев и немецкие танки мчатся на Киев и Смоленск.
Советская кавалерия совершает неожиданный рейд и захватывает штаб оперативного командования группы армий «Центр»! Это серьезный удар по плану «Барбаросса».
Штаб и склады группы армий Центр оказались в руках РККА. Много высших офицеров вермахта были пленены.
Новая атака на Каунас! Этот город оказался «крепким орешком».
Обе стороны несут огромные потери. Немцы вынуждены отступить, но это «пиррова» победа: только штаб Харитонова может держать оборону, остальные части уничтожены.
Немецкие танки под Ленинградом встречены не только регулярными войсками, но и народным ополчением.
Вермахт повсеместно встречается с сопротивлением.
Ни одна директива Гитлера не выполнена войсками вермахта. РККА получается все новые и новые подкрепления, в том числе и «сибирские дивизии».
Гитлер приказывает ОКХ прекратить «Барбароссу»
Гитлер был в ярости, но бессилен
Резюмирую впечатления от игры: вполне добротный варгейм. Самый большой упрек — косяки с картой СССР. некоторые города не на той стороне реки отображены.
Один участник CSW даже распечатал гексы и переклеил на карте как должно быть, по его мнению Но игра, наверное, ему нравится.
Поначалу особенных впечатлений по ходу игры не было — ну да, надо умело управлять лидерами, спасать их частенько из образующихся «котлов». Напомнило Panzergruppe Guderian чем-то. Вроде ничего особенного. Но постепенно интерес пришел, так как игра показывает очень важные аспекты хода «Барбароссы». Например, необходимость умелого использования танковых дивизий, способных проскакивать через ZOC Советских войск, оставшихся вне командования. Или, еще один пример, что важно размещать центры снабжения групп армий в городах-транспортных узлах в целях увеличения дальности обеспечения наступающих войск. Дороги для вермахта — это всё!
Становится понятно, почему Гудериан после Смоленского сражения был вынужден повернуть на юг, «захлапывать» Киевский «котел» — у группы армий «Юг», как и было описано в дневниках Франца Гальдера, не все шло гладко, вермахт столкнулся с сильным противником.
А эти бесконечные нескоординированные контратаки РККА, приводившие к истреблению собственных солдат и техники — вот они! Это одна из основных особенностей игры.
В общем, игра неплохо продемонстрирует проблемы обеих сторон первого года войны. И эта журнальная игра номинировалась на CSR по праву.
Хотя в нынешнем состоянии правила игры вызывают у меня все больше и больше вопросов. Поначалу интересно начавшаяся игровая сессия постепенно скатилась в аркаду, «благодаря» правилам Rail Movement, которое позволяет перебрасывать части РККА куда угодно, используя достаточно разветвленную сеть железных дорог. Адам Старквезер (девелопер игры) подтверждает, что это в его понимании нормально перебросить пару стрелковых корпусов из Москвы в Брест, когда основные сражения разворачиваются уже на подступах к Смоленску. Автор мотивирует, что нужно оставлять охранение в городах. Оставлять целый армейский корпус для тылового охранения как-то круто, такими темпами и войск не останется на передовой. Про организацию гарнизонов правила молчат.
Можно ввести конечно свои правила, мол, нельзя захватывать города, врываясь на поездах и даже, может быть, на бронепоездах. Заодно можно запретить и развертывание войск в EZOC. Иначе целые корпуса, спрыгивая с составов, идут в бой. Случаи, конечно такие бывали, но не на постоянной же основе. Железнодорожные десантные войска РККА по версии уважаемого Старквезера! Хотя правило стратегического движения запрещает заканчивать движение в EZOC, но вот в Rail Movement это делать можно. Автор подтверждает это на форуме, и мне логика непонятна, почему при одном типе страт. движения он разрешает, а при другом — наоборот.
Ну а если уж и писать «домашние правила», так и сразу внести поправку, что хоть штаб Командующего (Лидера) и трактуется как «Tank-type unit» (тоже вопрос спорный, но речь не об этом), но отнимать столько же ресурсов железной дороги, сколько целый мехкорпус он не должен.
Ну и про снабжение бы поправил, иначе отрезанные от линий коммуникация войска, не вступая в бой, могут существовать вечно, как боевое подразделение.
Правда, сделав все это, получится другая игра
А так, повторюсь, игра неплохая, интересная. Но лично мне в ней много чего не хватает.
-
Tweet
Отличный отчёт! Фото порадовало, оформление тоже. Спасибо!
Leks
Спасибо! Приятно…
Maverick
Как всегда мощно и креативно!
MoriQuessir
Рад если понравилось. Понимаю, что игра «не твоя», но от этого ещё приятней, если оценил изложение :-)
Maverick