Обзор Wings of Glory (WW1)

Долгое время, читая мелькающие обзоры по Wings of Glory и рассматривая красочные фотографии, я старался понять, «моя» игра или все-таки это «филлер» среднего уровня? И вот, будучи в командировке в Москве, мне удалось встретиться со счастливым обладателем Wings of Glory, любителем варгеймов, просто замечательным и душевным человеком – Владимиром Валуевым-Эллистоном.

«Добрый Доктор» Валуев-Эллистон и по совместительству летчик:01 Wings of GloryСобственно я – довольный началом воздушной баталии:02 Wings of GloryДля  начала краткий экскурс в историю игровой системы. Первый игровой сет был выпущен под именем Wings of War — Famous Aces  итальянским издательством Nexus  10 лет назад – в 2004 году. Практически сразу за распространение игровой системы на английском языке взялась Fantasy Flight Games.

О том, сколь успешный был старт игры, можно судить по посыпавшимся как из рога изобилия дополнениям:
1. Wings of War — Watch your back! (2005г.) — первое крупное дополнение, добавившее в игру двухместные самолеты.
2. Wings of War — Burning Drachens (2005г.) — самое крупное игровое дополнение, добавившее в игру третье измерение (появилась возможность менять высоту полета). Здесь же появились наблюдательные воздушные шары, зенитное вооружение, ракеты (да-да, в Первую Мировую они использовались, хотя и весьма ограниченно).
3. Два маленьких дополнения, добавивших в игру несколько новых самолетов с новыми колодами маневров: Wings of War — Recon Patrol (2006г.)
Wings of War — Top Fighters (2006г.)

В тот момент игра была полностью карточная, но фанаты воздушных боев Первой Мировой быстро смекнули, что карточки самолетов можно заменить миниатюрами масштаба 1:72 или 1:144. Подобная метаморфоза произошла с игрой «Blue Max» (также посвященной воздушным боям 1917-1918  годов) еще в середине 90-х, так что для миниатюрных «Крыльев» были все предпосылки.
Ситуация кардинально изменилась в 2007 году, когда Nexus выпустила «Deluxe Set» игры, полностью идентичный Wings of War — Famous Aces во всем, за исключением карточек самолетов. В делюкс-издании вместо колоды самолетов  в игру вложили 4 полностью раскрашенные миниатюры. Вместе с делюкс-стартером кампания начала официально выпускать миниатюры для «Крыльев» (12 разных миниатюр в каждой серии, или по 3 различные раскраски для 4 видов самолетов).
Несмотря на ажиотаж в связи с появлением миниатюр Nexus не забросила оригинальрые карточные Крылья, параллельно развивая карточную версию игры и миниатюрную. Карточная версия давала более широкий спектр моделей самолетов и создала мощный задел на будущее миниатюрной версии. В 2008-2010 годах вышло 4 маленьких дополнения с новыми моделями одно и двухместных самолетов:
Wings of War: Dogfight Booster Pack (2008 г.)
Wings of War: Immelmann Booster Pack (2008 г.)
Wings of War: Crossfire Booster Pack (2010 г.)
Wings of War: Hit & Run Booster Pack (2010 г.)
А в 2010 Nexus снова сотворили чудо, выпустив крупное дополнение, давшее игре вторую (или уже даже третью) жизнь — Wings of War — Flight of the Giants (2010г.) Новое дополнение было полностью посвящено многомоторным бомбардировщикам Первой Мировой войны и было очень тепло встречено публикой (рейтинг на BGG – 7,72).
Миниатюрные «Крылья» развивались не менее бурно. До своего закрытия Nexus успело выпустить 4 серии миниатюр (по 12 миниатюр в каждой), переиздать Deluxe Set в 2010 году и выпустить дополнение с воздушными шарами — Wings of War: Balloon Busters (2010 г.). Фанатам серии стоит знать — есть 2 варианта этого дополнения: с английским и французским наблюдательным шаром (пилоты и окрас Ньюпортов, которые идут в одной коробке с шаром, также различаются). В 2010 году Nexus выпустило 2 игровых мата, на которых приятно играть как в миниатюрную версию игры, так и в карточную.
Все вышеуказанные игры были посвящены событиям Первой Мировой Войны, однако уже в 2007г. в свет вышел стартер, посвященный 2 Мировой Войне — «Wings of War — Dawn of War».
До 2011 года к нему вышло 4 маленьких дополнения с самолетами и одно крупное. К сожалению, релиз крупного дополнения с бомбардировщиками, намеченный на 2012 год, не состоялся в связи с закрытием кампании.
В 2007 году «Крылья войны» (по обеим мировым Войнам) были локализованы компанией Смарт в России  под названиями «Крылья Войны – Знаменитые Асы» и «Крылья Войны – Зарево Второй Мировой». 

Главная ошибка Смарт – отсутствие дальнейшей поддержки системы в виде локализаций дополнений, так же были небольшие ошибки в локализации (карточки полетов 118-120 для Зарева Второй Мировой). Подробнее об этом можно найти в карточке игры на Тесере — http://tesera.ru/game/wings_of_war_the_dawn_of_world_war_ii  
Игровая система продолжала развиваться, количество поклонников увеличивалось, но…
Финансовые трудности привели к отказу от игровой системы вначале Fantasy Flight Games, а затем и Nexus. Разочарованию поклонников не было предела. И в этот момент, как гром средь ясного неба, прогремело известие о передаче всех прав на игровую систему в новую итальянскую компания — Ares Games, под именем Wings of Glory.
Никто не мог предполагать, что именно Ares Games выведет на качественно новый уровень Wings of Glory.  По состоянию на сегодняшний день, только в линейке по 1 Мировой войне выпущено 33 типа миниатюр боевых самолетов из более чем 100 (!) различных раскрасках (в зависимости от пилота или эскадрильи) Австро-Венгрии, Германии, России, Британии, Франции, Чехословакии, Италии, Венгрии, США и ряда других стран.
Не забывает Ares Games и о развитии Wings of Glory по 2 Мировой Войне, однако главным событием 2013г. для  Ares Games стал выпуск абсолютно новой линейки по морским сражениям 17-18 века – Sails of Glory.
Однако вернемся к Wings of Glory. Чем она подкупает? Для меня — качество, красота и легкость.

Качество: каждая миниатюра — маленький раскрашенный шедевр, который приятно держать в руках.05 Wings of Glory

Красота – помимо миниатюр, игровые поля выполнены столь безупречно, что в процессе игры действительно, кажется, что самолеты кружат, сталкиваясь в небе, высоко над полями, городом или иной местностью. 06 Wings of Glory

Легкость – как в освоении игровой системы и обучении новичков, так и при отыгрыше партий, сценариев, а так же наличие множества опциональных правил, легко вводимых в игру.

Посмотрите, сколь красиво выглядит воздушный бой эскадрилий:

Рассказав кратко об истории игровой системе, перейдем непосредственно к игре и её компонентам.
Если говорить обобщенно, то Wings of Glory состоит из игрового поля (опционально), миниатюр самолетов, линейки измерения расстояния стрельбы, карточек урона, жетонов повреждений и специальных возможностей, карточек маневров и правил.
Игровые поля – опционально 3 разных вида, которые выпускаются и продаются отдельно в качестве дополнений. Это официальные поля от Ares, но и тут фанаты не дремлют — http://www.wingsofwar.org/forums/showthread.php?9641-a-game-mat-made-by-a-member
Миниатюры самолетов – продаются отдельно, что позволяет собирать любые комбинации воздушных эскадрилий. В зависимости от модели, самолеты отличаются количеством повреждений, необходимых для их уничтожения, вооружением – наносят повреждения согласно колодам А или В (В — одинарный пулемет, А — спаренный), маневренностью – различные типы карт маневров и их количество.
Карточки маневров — у каждого самолета есть свой уникальный набор игровых карт маневров – повороты различного радиуса, иммельман, движение вперед, влево и вправо. Количество и типы карт маневров зависят от года выпуска самолета, его исторических возможностей и имевшихся недостатков.
Линейки измерения расстояния стрельбы – если при выполнении маневра расстояние между центром подставки самолета и базой противника не превышает размеров данной линейки, осуществляется стрельба (вытягивание карты повреждений).
Карты повреждений – сила и точность стрельбы увеличивались в течении всей 1 Мировой войны. В зависимости от типа самолета и его вооружения, существует 4 типа карт повреждений, которые могут быть нанесены – А, В,С, D.  Каждый тип карт отличается количеством единиц урона – от 0 до 10. Так, например, колода карт типа В содержат больше карт с низким значением урона, чем колода карт типа А. Тут все логично — из спаренного пулемета (колода А) сбить противника значительно проще. Колода С — повреждения от тарана и зенитного огня. Имеет широкий разброс от «0» до «10» (уже если попали, то попали…).
Игровой ход состоит из 2 фаз  — фаза планирования маневров и фаза выполнения маневров.
В фазу
планирования маневра каждый игрок закладывает три карты маневров, которые будут последовательно выполняться в фазу выполнения маневров. Игровая карточка с нарисованным маневром прикладывается к подставке самолета, а сам самолет перемещается согласно указанной стрелке маневра на карте.
После розыгрыша каждой карты проводится проверка на возможность осуществления стрельбы – прикладывается линейка, проверяется расстояние до цели.  Обстрелянный игрок берет карты повреждений (1 или 2 в зависимости от дистанции стрелявшего), складывает новые повреждения с имеющимися, применяет специальный урон, если такой есть.
Вот и все правила в упрощенном варианте игры. Просто и понятно.Итак, через 15 минут после объяснения правил, нюансов, выбора самолетов, мы приступили. Самое интересное оказалось заложенным в выборе маневра, ведь три карты, которые вы закладываете, уже нельзя изменить, а зная о слабостях самолета вашего оппонента  (например, ограничения в маневрах), вы может перехитрить его, поймав и всадив очередь в борт, а дальше «сесть  на хвост» и дожать оппонента, сбив его.
В ходе игры мы попробовали некоторые опциональные правила, а в игре их огромное количество – снайперская стрельба, зажигательные патроны и опытные пилоты, набор и сброс высоты и т.д. и т.п.

В свой первый бой я выбрал немецкий истребитель, который сошелся с союзным где-то над полями Франции.08 Wings of Glory

Мы долго кружили, приближаясь к друг другу, Владимир сумел подловить меня и всадил в борт сразу две очереди, хотя мне повезло – обе карты оказались «0» «0». В конце дуэли мы сблизились и всадили в друг друга по очереди. 06 Wings of Glory

Эта очередь стала для меня последней.

В ходе боя я получил 10 карт урона «0», «0», «1», «1», «1», «1», «2», «2», «2», «3», итого 13 урона, а именно такое количество хитов требуется для сбития моего самолета.
Владимир получил 7 карт урона «0», «0», «0», «0», «1», «4», «5», итого 10 урона.

В следующий бой мы решили поменяться самолетами. Я стал более осторожен и старался подловить Владимира на какой-либо ошибке. В итоге я оказался в непростой ситуации – мне зашли в хвост. 10 Wings of Glory

Как я ни старался сбить наглеца, увы…  Печален был итог. 11 Wings of Glory

Я получил 8 карт урона «0», «0», «0», «0», «2», «3», «4», «4», итого 13 урона, сбит.
Владимир получил 7 карт урона «0», «0», «1», «2», «2», «3», «4», итого 12 урона.

К третьей партии я разобрался в механике и заметил, что у Владимира самолет не очень хорошо слушается управления при повороте влево. У него есть всего 2 карты резкого поворота в левую сторону! А значит, надо его прижимать именно в левую сторону. В этот раз моя тактика оказалась успешной:12 Wings of Glory

8 карт урона – 15 хитов и союзник, дымя, пошел к земле.

А вот как могло бы выглядеть окончание боя при фотографировании в 1 Мировую войну: 13 Wings of Glory

Что сказать, игра очень понравилась. Wings of Glory - это филлер на полчаса, час (если несколько игроков), но главное в игре – БЛЕФ! Да-да, вам необходимо не только предугадать действия противника, но и обмануть на счет своих действий – просто? Отнюдь, ведь вы должны заложить сразу три карты маневров и вы не можете их изменить. Выбор действий богат — рискнуть и выманить противника, кружить по краю и только в конце пойти  лоб в лоб, дать сопернику возможность зайти в хвост, и, выполнив иммельман, расстрелять не ожидающего подобного разворота оппонента, или что-то иное? Выбор всегда за вами.
После наших дуэльных партий Владимир рассказал, что вся прелесть игровой системы раскрывается при большем количестве участников, например, 3 на 3, при этом в группе самолетов стараются выбрать «жертву», задача которой подставиться под первый удар противника, благодаря чему остальные асы занимают своими самолетами удобную позицию, расстреливая самолеты оппонента, а затем, уклоняясь от атаки, стараться не допустить размена даже одного «своего» на несколько «чужих», или стараясь нанести максимальный ущерб вражеской эскадрильи. Схватки на игровом поле 3 на 3 похожи на «собачьи свалку» — куча-мала, все стреляют, хаос, заклинивает пулеметы, самолеты дымят и вываливаются из общей кучи и т.д.
Думаю, что в ближайшем будущем обязательно опробую «воздушную свалку»!
В конце обзора несколько фотографий — сколь красив может быть воздушный бой в Wings of Glory. 14 Wings of Glory

 

15 Wings of Glory

 

17 Wings of Glory

5.00 avg. rating (91% score) - 1 vote

2 thoughts on “Обзор Wings of Glory (WW1)

  1. Michael
    23.06.2014 at 13:30

    Хорошо полетали.
    А я после X-Wing как-то перестал воспринимать WoG — как-то все слишком простым кажется.

      

  2. Gans Faust
    24.06.2014 at 18:02

    Миш, мне наоборот, X-wing после знакомства с нми кажется чересчур случайным и излишне навороченным =)

      

Добавить комментарий для Gans Faust Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *