Battlelore вторая редакция

Автор: Данияр Ямбулатов, г. Казань

01 Battlelore

Я никогда не играл в первую редакцию Battlelore. Хотя она меня привлекала большим количеством миниатюр, хорошими сценариями и отличными компонентами, в свое время я не решился потратить на ее стартер 6 тысяч рублей, а вместо нее взял Battles of Westeros, о чем, надо сказать, совершенно не пожалел. А теперь уже и за 6 тысяч ее не купить. Поэтому, когда узнал о выходе второй редакции, а через неделю после о ее локализации, выбор был очевиден. Battlelore вторая редакция попала в список моих ближайших приобретений.

Правда, локализации пришлось ждать еще полгода после выхода оригинала. За это время я успел прочитать пачку обзоров, сравнений и видео-вскрытий, так что содержание второй редакции не стало для меня чем-то неожиданным. Многое меня в результате оттолкнуло, да так, что я даже одно время хотел не покупать коробку, некоторые отзывы оставили благожелательное впечатление. Но из-за пары последних статей, описывающих проведенные сражения, я все же решился. И как, скажу я вам, приятно распечатывать новую коробочку… 02 Battlelore

Из всей серии игр Борга я играл в «Битвы Самураев», и считаю её интересной, пожалуй, лучшим варгеймом от «Звезды», а также в уже упоминаемые мной «полу-борговские» Battles of Westeros, которые мне нравятся даже больше, чем «чисто-борговские» «Самураи». Поэтому я не такой «прокуренный боргист» как многие из ранее написавших обзоры, и сравнивать со «всем-всем-всем» не смогу. Но все же, думаю, мое мнение для кого-то может показаться небезынтересным. 03 BattleloreГлавное в каждой игре с миниатюрами это, конечно же, сами миниатюры. Ради них покупают эти игры. Миниатюр более чем в два раза меньше, чем в первом издании, их даже меньше, чем в Battles of Westeros, но тут не все так просто, как кажется. Миниатюры из второго издания гораздо крупнее и качественней миниатюр из ранее приведенных игр (кроме разве что «Битвы Самураев», там качество миниатюр «Звезды» сделало свое дело) у них более интересные позы и лучшая детализация, разве что только подставки отстают. Лично мне больше нравились рельефные подставки из первого издания и «Вестероса», чем обычные плоские в данном издании. В отличие опять же от двух предыдущих игр, некоторых воинов требуется собрать, но это занятие элементарное – соединить туловище с ногами или прикрепить голову, все прекрасно входит в соответствующие пазы и без клея. Это, несомненно, проще, нежели клеить подставки к сотне миниатюр в «Вестеросе», в которые они к тому же входят со значительным трудом, а некоторые без клея и вовсе держаться отказываются. 04 BattleloreАрмии в итоге получаются небольшие: по пять отрядов пехоты и лучников на сторону, по три отряда кавалерии, два отряда элиты и одно уникальное существо. Еще более подкашивает численность то, что фигурок в каждом отряде не четыре, а три. Однако в актив этим небольшим армиям можно записать то, что они полностью уникальны, нет двух идентичных по свойствам отрядов у противоположных сторон. Даже банальные лучники сильно отличаются. И это несомненный плюс игры. Ну ведь скучно играть двумя полностью одинаковыми армиями «Самураев», да и в стартере «Вестероса» из четырех входивших отрядов на сторону три были абсолютно одинаковыми. Здесь же у каждого юнита свои уникальные свойства, иногда не одно. Свои характеристики атаки и передвижения, никак не зависящие от цвета флага. Да и вообще от флагов, украшавших поле, полностью отказались. 05 BattleloreЕсли с малым количеством миниатюр более-менее понятно, то вот с остальными компонентами возникают вопросы, почему их так мало? Ну,«притча о четырех кубах», которых не хватает иногда даже для одного игрока, все наслышаны, а также известно решение проблемы – докупить дополнительный набор из восьми кубиков. А вот об остальном практически не писали, во всяком случае, я не видел. К примеру, победных маркеров всего на 33 очка, это 16 на одного игрока и 17 на другого. Теоретически для победы нужно набрать 16 очков, так что такое количество понятно. Но вот на практике у меня возникали случаи, когда противники доходят до заветных 16-и нога в ногу, и нужны дополнительные ходы, чтобы определить победителя. Так, а где брать жетоны в этом случае? Конечно, можно все скинуть и считать по новой, как мы и делали, но разве нельзя было докинуть еще пару жетонов по 5 очков? Это ведь картон, а не пластик, к чему такая экономия?

Похожая ситуация разворачивается буквально со всеми компонентами, их впритык. Не понимаю, что стоило сделать еще один лист с дополнительными жетонами победных очков, знаний и гексами. Ведь в том же Battles of Westeros совершенно не ощущается такая скупость компонентов, наоборот, в ней есть даже компоненты, которые используются всего в одном сценарии из десяти. Не пожалели же в этом случае картона ради разнообразия, а вот во второй редакции скупость издателя ощущается во всем.

Вопрос о сеттинге обычно рассматривается одним из первых, но это когда сеттинг определен и ясен. А в этом случае я лишь могу сказать, что действие второй редакции Battlelore происходит в фэнтези-мире, причем таком банальном и сахарном, что произведения Сальваторе покажутся верхом оригинальности, а сюжетные линии Перумова вдруг станут осмысленными и продуманными. Да, я глубоко презираю всю эту фэнтези про добрых людей, прекрасных эльфов и злой хаос/орков/некромантов. Здесь же все это в тройном количестве. Я вот, кроме того, что плохой хаос напал на хороших людей, ничего не знаю, то есть не «не понял», а именно «не знаю», сюжет больше пояснений не дает. Да, я знаю, что в этом же мире происходят действия других игр от FFG, таких как Descent или Runebound, но мне не интересны задротские игрульки безумных ролевиков, я люблю варгеймы. Так что, какие там «лорды Дакана», без сомнения, с припиской «благородные», какие там «орды УтхукЙи’ллан» также ужасно «кровожадные»? Я не имею ни малейшего представления, о чем идет речь. У меня даже puntoswitcher от таких слов киснет, перекидывая раскладку. Ну почему нельзя было вернуться к идее первого издания со средневековыми боями, но с небольшим привкусом фэнтези? Это хотя бы было оригинально. А так один сахар, от которого начинает подташнивать. В общем, я для себя решил, что здесь люди против хаоса, что-то по типу Warhammer Fantasy Battles (вот лучше бы этот сеттинг взяли, тем более всеми правами на него обладают).06 BattleloreНо от тошнотворного сеттинга перейдем непосредственно к механике. Игра явно задумывалась как турнирная, или вернее сказать, она задумывалась только как турнирная, потому что сценариев в обычном смысле этого слова здесь нет. Здесь есть создание поля боя от начала до конца. У каждой стороны свои карточки сценариев по семь штук, на которых обозначена одна половина поля и задачи для стороны. В теории,комбинируя эти карточки, можно набить аж 48 разнообразных сценариев, но на практике одни сценарии выглядят гораздо выгоднее, чем другие, поэтому если вы не задались целью отыграть все возможные комбинации, поле частенько будет достаточно похожим.

После выбора сценария идет скрытный набор и расстановка войск, хотя для ленивых есть по три на сторону готовых набора армий, которые позволят несколько сэкономить время на этой стадии. Всего на поле выставляются войска на 50 очков, плюс есть палатка полководца, которая позволит набрать войска еще на пять очков, итого в сумме 55. В коробке находятся войска на сумму 78 очков на сторону, поэтому выбор, хотя и есть,  не очень велик. 07 BattleloreПочему нельзя было, кроме подобной системы положить в коробку книгу сценариев, в которой, к тому же, можно было более широко расписать, «кто вообще за что и с кем воюет» — мне не понятно. Конечно, от более детального описания сюжета он вряд ли бы приобрел хоть толику адекватности, но хоть шагнул бы немного подальше от безликого «хорошие синенькие солдатики против плохих красненьких». Вот те же Battles of Westeros содержат в себе обе возможности: во-первых, есть книга сценариев с десятком вполне интересных битв; во-вторых ,есть, конечно, не так проработанная, как здесь, но возможность сделать свой «турнирный» сценарий. А во втором издании Battlelore то ли с выпуском торопились, то ли были так горды своей системой создания сценариев, что решили «и так сойдет». Нет, не сойдет!

Сейчас, FFG, осознав свой промах, запустила редактор сценариев. Он доступен по этому адресу:

http://tools.fantasyflightgames.com/battlelore/

Там даже висят несколько сценариев от самого Борга, но все же это совсем не то. Среди действительно достойных сценариев Борга или FFG есть куча хлама от неизвестных мне людей, которые доверия у меня не вызывают. Я люблю играть в настольные игры потому, что все можно потрогать, полистать, ощутить. Да, я кинестетик и пока не научился ощущать «уютный шелест экрана монитора». Поэтому выход из данной ситуации один – выпустить книгу сценариев. Пока ее не будет — игра так и останется турнирной забавой, а такой формат игры нравится далеко не всем.

Сама механика сражения претерпела мало изменений по сравнению с остальными играми. Существенные из них — это собственные колоды «магии» для каждой из сторон и отсутствие тех самых «флагов» как класса, теперь все характеристики исключительно на карточках юнитов. Нанесение повреждений теперь зависит не от «цвета» противника, а от оружия самого нападающего – дальнее или ближнее. Две грани для ближнего оружия (одна из которых перестает «работать» при одной фигурке в отряде), одна грань для дальнего боя. Остальные три грани — это получение «маны», отступление и специальный прием отряда (если таковой присутствует). 08 BattleloreСами сражения теперь идут не за уничтожение отрядов противника, а за контроль определенных точек на карте. Это могут быть броды, леса и просто пустая местность. При этом у людей обычно больше точек на своей территории, чем у хаоса, поэтому одни играют от обороны, вторые от нападения.
Колода заклинаний сильно обогащает игру. Тем более, когда она у каждой стороны своя. Но опять же, у людей больше заклинаний для эффективной обороны, а у хаоса для успешной атаки. Все это ставит вопрос о балансе, и, на мой взгляд, все же за людей играть куда как проще. Во-первых, они обычно в первый ход сразу могут получить много победных очков, быстро занимая нужные точки. Во-вторых, их войска более мобильны, поэтому нет особых проблем перекинуть сильный отряд с одного фланга на другой, у хаоса же надо тщательно продумывать начальную расстановку, так как сильные отряды крайне медлительны.
Сражения не очень долгие, около получаса на расстановку и столько же, наверное, само сражение, так что за вечер без проблем можно отыграть и три и четыре партии. Надо сказать, что играется Battlelore очень легко и приятно.
В конце, думаю, верно будет сказать пару слов о локализации – она очень и очень хороша. Я не заметил ни опечаток, ни корявостей, ни ошибок, что частенько встречаются в отечественных изданиях зарубежных игр. Здесь все гладко и ровно. Но тут интересен другой вопрос – будет ли Hobby Games локализовать также дополнения, которые, несомненно, вскоре последуют. Если будет, то все замечательно, а вот если нет, то ценность так хорошо локализованной базы снижается.
Несмотря на перечисленные недостатки, Battlelore совсем неплохая игра, просто она  не оправдала всех возложенных мной на нее ожиданий. И из всех перечисленных недостатков самый провальный — это, конечно, сеттинг. Компоненты можно добавить в дополнениях, книгу сценариев можно издать отдельно, но вот сеттинг уже не изменить, он таким и останется до конца серии. Что очень печально.
Поэтому если вы не особо заморачиваетесь вопросами, чем этим красным солдатикам невзлюбились синие, а также поклонник игр Борга, ну или просто хотите попробовать механику, то игра подойдет. Дополнительным стимулом служит то, что она полностью переведена на русский, знакомство с и так достаточно простой системой облегчается неимоверно.
Но лично мне обидно за загубленный сеттинг оригинального Battlelore, наверняка он мне понравился бы намного больше.09 Battlelore

3.71 avg. rating (75% score) - 7 votes

5 thoughts on “Battlelore вторая редакция

  1. 08.08.2014 at 12:16

    Непонятно, чем Descent-овский сеттинг хуже Вархаммеровского. Та же фентези, только в профиль.

      

    1. 08.08.2014 at 21:54

      Очень понятно — проработанностью мира. Все-таки в сеттинге ФБ принимал участие Муркок и она на данный момент хорошо проработанна, а Decent обычная хай-жвачка.

        

      1. 12.08.2014 at 17:13

        Ну, вам понятно, а мне непонятно. В разработке Descen`ta тоже наверное какие-то муркоки участвовали.

          

        1. 12.08.2014 at 18:47

          Ваша зашоренность продолжает меня забавлять:
          1. Муркок не участвовал в разработке игры ФБ;
          2. Сеттинг Descent непроработан настолько, что его в принципе не разрабатывали.

            

  2. geka
    10.08.2014 at 10:02

    Мне вас, даже немного жаль! И себя жаль. Потратил на бессмысленное брюзжание 20 мин своей жизни.

      

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *