Hot War — благие пожелания сталкиваются с реальностью (Данияр Ямбулатов, г. Казань)

01 Hot War

Тематика Третьей Мировой именно в формате СССР против США для меня остается одной из любимых. Сравниться с ней может разве что Гражданская война в России. И мне очень обидно, что обе тематики очень слабо освещены в современных варгеймах. Вот почему разработчикам интересней в тысячный раз вести немцев под Сталинград или брать американцами пляжи Нормандии, чем сделать какую-нибудь «Оборону Царицына» или «Прорыв к Ла-Маншу»? Загадка.
Вначале я очень надеялся на «Status Belli». Ведь в их «Огненной Дуге» была реклама двух новых игр из серии, первая – танковое сражение Луцк-Ровно-Броды, а вот вторая и была та самая Третья Мировая. А колонна Т-80 на картинке выглядела так заманчиво… Однако увы и ах, данная идея так и не была доведена до реализации. Все ограничилось этой самой картинкой.
Потом я стал присматриваться к игре «World at War», даже было хотел взять, но меня отпугнуло огромное количество всяческих дополнений и стартеров, я ведь люблю, когда от какой-либо игры у меня есть «абсолютно все», ну и к тому же она с каунтерами, а не с миниатюрами. А пока думал,  «Звезда» опубликовала каталог на новый, 2013-ый год…
И да, там был анонс будущей системы «Hot War», что автоматически стало самой ожидаемой игрой 2013-го года. Т-72, Абрамс, Бредли, Ми-24, куча разной пехоты – все, что я так долго хотел, в уже знакомой системе и с теми великолепными миниатюрами, которыми всегда отличалась «Звезда», и все это под соусом Третьей Мировой – кажется все, что надо, для счастья. Конечно, хотелось и Т-55, и М60, и кучу допов, и сейчас и сразу! Но то, что было анонсировано, уже давало надежду. Оставалось только ждать…
Оказалось долго ждать…02 Hot War

Вначале думал, что увидим в первой половине года, ведь и прошлогодние «Битвы Самураев» примерно в это время вышли. Потом, как в конце лета стали выходить первые наборы, надеялся, что осенью уж точно… а оказалось, что лишь в конце декабря… лично ко мне посылка пришла аж 30-го числа. Закрыв этим новинки минувшего 13-го года.
А за это время я уже закупился почти полной коллекцией «World at War», и у меня оказалось, с чем сравнивать, но о сравнении двух систем несколько позже, пока же исключительно о «Hot War».03 Hot War

Коробка, уже ставшая стандартом для «варгеймов от Звезды» — точно в такой же выходили и «Самураи», и «Лето 1941», ну, единообразие это хорошо. Наполнение не сказать, чтобы богато, в тех же «Самураях» всего было куда больше. Конечно, миниатюры занимают львиную долю коробки, остальное пространство отдано разнообразной «макулатуре». И еще, что меня сразу расстроило в наполнении – нет синопсиса, то есть нет вообще, ни в книге правил, ни в книге сценариев, ни каким-то отдельным листком. Понимаете, когда на официальный сайт hotwar1990.com стали выкладывать части предыстории конфликта в виде газетных публикаций, это было захватывающе. Ты день за днем погружался в будущий конфликт, составляя мозаику событий из отдельных публикаций день за днем, неделю за неделей. Но вот самого главного сообщения – о том, как и почему началась война, не было, и нет до сих пор! Это ужасная ошибка. Я не могу погрузиться в игру, когда не имею ни малейшего представления, почему и где воюют. Ну, понятно, что где-то в Азии, но где конкретно – в Ираке, Иране, Саудовской Аравии – где? Это рушит всю атмосферу, которая так долго создавалась. А все спасла бы небольшая книжечка, где была бы небольшая предыстория всего конфликта, даже не книжечка, хватило бы странички в книге сценариев – ну неужели у фирмы такая нехватка бумаги?

Потом мне сообщили, что в журнале «М-Хобби» за декабрь 13-го есть какая-то статья о предыстории. Но кому пришло в голову публиковать предысторию игры в журнале, который читают в основном моделисты! Ну неужели нельзя было опубликовать ее на сайте! Поэтому она и прошла совершенно мимо меня.

Атмосфера разрушена — обидно. Посмотрим что дальше.04 Hot War

Также в набор входят ставшие уже стандартом шесть полей с тридцатью гексами. Все поля обозначены латинскими буквами, это существенно упрощает составление поля. Также из «новинок» крепления для полей — прямиком из «Танкового боя», правда, ими есть смысл пользоваться, только если игра проходит на неровной поверхности, при игре на столе они не нужны.

Еще до релиза у меня уже были все миниатюры, что выпускались отдельными наборами, и я смог их оценить. За 3 года, что уже существует серия «Art of Tactic», модели прогрессируют в положительную сторону – позы у пехоты становятся объемней и сложнее, техника детализованней и интересней в сборке, к тому же на этот раз бонусом ко всей технике идут декали, которые оживляют модели и могут быть неплохой «альтернативой флагам». Но, как известно, из любого правила есть исключения, и на этот раз исключением оказался Абрамс – что похож больше на кусок мыла, чем на модель, и даже покраска не сильно спасает.05 Hot War

Однако об этом уже сказано достаточно. Но вот все остальное – тонко, красиво, наворочено. Особенно в этом плане порадовал Т-72 – одна из самых красивых моделей этого танка, что я встречал, особенно если учесть масштаб 1/100.06 Hot War

А оба отряда пехоты – американская и советская, составляют замечательные композиции. Особенно примечательно, что в советской пехоте все пять поз разные – такого раньше в серии не было. Так что можно смело сказать, что в плане моделей «Звезда» вышла на действительно новый уровень, таких нет больше ни в одном из прежних стартеров.07 Hot War

Однако, уделив много сил качеству, на количество сил не хватило. В коробке лишь по 3 одинаковых пехоты на каждого, 3 БТР у СССР, 3 БМП у США, ну и на вкусное — по одному вертолету и танку для стороны. Этого не то чтобы немного, этого откровенно мало.08 Hot War

В итоге мы имеем всего по 4 различных юнита для стороны, которые по большей части дублируются. В прошлых стартерах было по иному – там как и количество юнитов было больше на 5 (21 вместо 16-и), так и разнообразие не страдало, дублировалась по три раза только пехота. И обычно силы были ассиметричными, пушку одним – танк другим, транспортный самолет одним – истребитель другим. Это не только дарило разнообразие, но и позволяло расширить простор для сценариев, и использовать более богатые тактики. С другой стороны – стороны равные, ну просто очень равные, ведь различия в характеристиках минимальны.09 Hot War

Такое малое разнообразие в войсках порождает следующую проблему – сценарии. Здесь их пять, не считая обучающего. Да, всего пять. Хотя в этом есть также несколько плюсов:

1) Все пять сценариев очень разнообразны, найти два похожих даже отдаленно не получится. Есть все – и переправа через реку, и оборона города, и встречный бой, и конвой. Простор широк. Проработаны они также очень неплохо, присутствует и небольшая врезка-предыстория к каждому сценарию, и богатство целей. Их можно, наверное, назвать образцовыми для всей серии. Правда, для некоторых минусом является то, что войска нельзя набирать на очки, она даются изначально, но, на мой взгляд, это не минус. Пока не будет четких и сбалансированных штатов, сценарии с набором на очки  будут совершенно лишними;

2) Прислушавшись к критикам, наконец стартера хватает для отыгрыша всех пяти сценариев. Дополнительные коробочки не понадобятся. Это шаг вперед, так как именно за «неполноценность» предыдущих стартеров сильно критиковалась фирма. Здесь это исправлено. А уж если на сайте в течение месяца-другого появятся и новые сценарии, более «объемные», то они угодят практически всем. Тем более в свете выхода новых отрядов, что не представлены в стартере, эти сценарии становятся еще более важными.

Так что в сценариях тот же принцип, что и в миниатюрах – лучше меньше, да лучше. Для одних это будет минусом, но по мне нормально. Конечно, при условии, что база сценариев будет в будущем пополняться.

Но два этих фактора в совокупности порождают минус. Ведь такое малое разнообразие юнитов вкупе со всего пятью сценариями превращает «стартер» «Hot War» в совсем не «стартер», а что-то типа ознакомительного набора. Ну, как немного разросшуюся «Битву за Дунай». Конечно, можно справедливо сказать, что «их» «стартеры» типа тех же «Копи Мории» для «Lord of the Rings» или «Dust Tactics Revised Core Set» также не отличаются богатством сценариев, но у них есть одно большое преимущество – в них гораздо больше разнообразных миниатюр. А это сильно спасает положение.10 Hot War

 

11 Hot War

Теперь переходим к самому важному, ведь не столь интересно, какие миниатюры, сколько сценариев и насколько атмосферна игра – важно, какие в ней правила. Если правила хороши, можно играть и без миниатюр в один единственный сценарий, а если плохи, то и сотня минек с книгой сценариев не спасет.

Вот именно с правилами и случилась самая большая беда. Впрочем, это уже стало «доброй» традицией.

Система существует три года. Все это время она совершенствовалась, исправляла ошибки, придумывала новые ходы и юнитов. На форуме активно обсуждались доработки, предлагались новые юниты, критиковались ляпы. И вот в этих правилах мы и видим итог этого трехлетнего пути. Какой же он?

Не буду подробно останавливаться на основах правил – там все то же самое, карточки для каждого юнита, фломастеры, одновременный ход и куча кубиков при атаке. За три года в этом плане все статично. Здесь главное остановиться на тех нюансах и доработках, что появились в «Hot War», и которые представляют то направление, куда движется система.

Для начала, наконец, выкинули «огонь на подавление» — в «Лето 1941» из-за его присутствия обычным огнем никто не пользовался, все закидывали друг друга кучами кубиков, и боеприпасы заканчивались просто стремительно. Здесь такого не получится. Хотя количество боеприпасов снизили с 10-ти до 7-ми «обойм» исключение «огня на подавление» идет только на пользу игре и балансу. «Лишних приказов» становится меньше.

Добавили разрушаемость окружающей местности. У мостов, городов, нефтевышек есть свои карточки с «хитами». И мост, к примеру, с потерей каждого «хита» теряет возможность выдерживать определенные типы юнитов, а у города снижается защита, которую он дает укрывшимся в нем войскам. Теперь, засев пехотой в городе, нельзя чувствовать себя в полной безопасности, ведь подошедшие танки или вертолеты могут запросто уничтожить укрытие.

Из зримых положительных изменений это, пожалуй, все, а вот отрицательных куда больше.

Когда в правилах описываются то, что уже встречались в старых редакциях, описание идет хорошо и понятно. Картинки, схемы, все на месте. Видно, что на старых ошибках все же учатся. Но вот когда дело доходит до чего-то нового, чего еще не было в том же «Лете 1941», идет столько непонятностей и двусмысленностей, что все их не перечислить в одной статье.

Отмечу лишь самые бросающиеся.

Описание приказов для сухопутных войск идет четко по этапам – оборона, стрельба и т.д., как это и происходит в игре. Но вот в начале раздела про вертолеты правила превращаются в неудобоваримое нечто в лучшей традиции первой редакции. Правила для вертолетов не структурированы настолько, что не понимаешь, как они составлялись, по какому принципу. Неужели нельзя было списать структуру с предыдущего раздела по наземным войскам? Ну и к тому же совершенно недоработана такая важная вещь, как линия видимости вертолетов, там сказано буквально два абзаца – вертолет не видит через двойной холм и вертолет не видит за гексом с блокирующей местностью. А если холм с лесом —  он через него видит? А если вертолёт на равнине, а на холме за лесом отряд пехоты — он его видит? А если холм двойной? Я помню, сколько было вопросов о линии видимости в «Лето 1941», а там были только наземные юниты. Здесь же их будет еще больше.12 Hot War

Совершенно непонятно, что становится с полностью разрушенным городом – как по нему ходят, блокирует ли он линию видимости, можно ли там организовывать засаду. Этого просто нет – играйте, как хотите.

Большая недоработка — это введение танковых окопов не посредством каких-нибудь моделей, как те же пехотные окопы или маркеры дыма, а по принципу накладного гекса. Это ведь ужасно, так как всегда нужно знать, на какой местности находится юнит, а этот накладной гекс полностью скрывает местность, и тут два варианта – либо запоминать, либо постоянно поднимать гекс. Такое было в первой редакции с дымом, раньше он тоже был в виде накладного гекса, но от этого быстро отказались, создав отдельные модели дыма. Так неужели на одни и те же грабли стоило наступать дважды? Неужели у «Звезды» —  фирмы, что специализируется на сборных моделях — нет сил изготовить небольшой кусок пластика, обозначающий танковый окоп?

Но главный ужас — правила для дымовых завес. Они настолько противоречивые, что на одной странице – дымовые завесы убираются через 4 хода, а на другой — дымовые завесы убираются на следующий ход. Они настолько непонятные, что половину опять же придется додумывать, домысливать самому, пользуясь легкими намеками от разработчиков.

Когда читаешь правила, ощущение, что читаешь детектив – вначале дается несколько намеков, общие принципы, а потом, уже пользуясь этими намеками, сами постигайте глубины замечательной игры «Hot War», ну или просто придумывайте, как поступать в запутанных ситуациях, сами. Такая вам «модель для сборки». Наверное, «Звезда» настолько увлеклась производством сборных моделей, что и правила для варгеймов пишет тоже по принципу «сборной модели», только когда вы покупаете сборную модель, вполне можно понять, что получится у вас в итоге, а здесь такой определенности нет.

У меня даже возникает чувство, что эти правила вообще не тестировали. То есть скопипастили с «Лета 1941»  основную часть, вложили некоторые дополнения, особо над ними не задумываясь, да так и выпустили на рынок, не перечитывая. Авось из-за минек возьмут. Правда, думаю, многие возьмут из-за этого, а также из-за отсутствия альтернативы, однако об альтернативах в другой статье.13 Hot War

Скажу честно – мне обидно. Очень обидно. Ведь с тем опытом, что набрала «Звезда» в прошлых проектах, с теми предложениями, что неоднократно ей поступали, могла бы получиться замечательная игра. Да я лично готов был бы протестить игру, и вчитаться в правила. Но, похоже, все это фирме просто не нужно. Вообще такое ощущение, что в конце 12-го года они загорелись желанием выпустить игру, наворотили планов громадье, но вот затянули, и весь былой задор прошел. Поэтому уже перед самым выпуском игроки ни синопсиса не получили, ни правил нормальных. Была цель выпустить уже «на отвали», потому что загорелись новой идеей.

В целом набор по своему наполнению похож не на полноценный стартер, а, как я уже говорил, на «ознакомительный набор» по типу «Битвы за Дунай». Он подходит для того, чтобы понять основные механики, немного порулить танчиками и вертолетами, и понять, нужно ли оно тебе. Для начала это неплохо. Но здесь важен такой момент – будет ли продолжение. В этом году с выходом новых юнитов хотелось бы увидеть или «расширяющий набор», что включит в себя как новых юнитов, так и предоставит новые сценарии, а может, даже и кампанию. Такой набор превратит данный «огрызок» в полноценный стартер. Это, конечно, лучший вариант. Но возможен и вариант выпуска пачки – штук 5-6 сценариев, разного масштаба и сложности, которые включат в орбиту всех новых юнитов. Ну и нормальный синопсис – без этого совсем никуда.

Но до всего этого требуется в срочном порядке доработать правила. Просто в авральном порядке доработать. Опять же, как максимум. А как минимум хотя бы давать ответы на вопросы игроков на официальном форуме, ведь на данный момент даже этого нет. Неужели это требует каких-то космических усилий? Сказать честно – да, правила вышли еще тем мусором, мы полностью берем за это ответственность и готовы вам все разъяснить. Это же минимум, который должен быть в любой фирме.

А так «Hot War» – это очередная грандиозная задумка «Звезды», которая пока из-за стандартных для фирмы недоработок стремительно валится  в небытие.14 Hot War

11 thoughts on “Hot War — благие пожелания сталкиваются с реальностью (Данияр Ямбулатов, г. Казань)

  1. Michael
    06.02.2014 at 18:27

    Спасибо за обзор, очень хорошо написан.
    А Звезда… такая Звезда!

  2. Leks
    07.02.2014 at 21:50

    Обзор реально понравился, спасибо!

  3. Ser vershitel
    07.02.2014 at 23:06

    Спасибо, за обзор — очень интересно!
    Когда игра была анонсирована, то сразу же захотелось её купить. Теперь же и думать забыл о ней..

    1. Вечный
      08.02.2014 at 02:50

      Ну, неудивительно, насколько я помню вы где-то уже с год как «ушли» из системы :)

      1. Ser vershitel
        20.02.2014 at 10:37

        Да, наверно год уже прошел )

  4. Scorpius
    08.02.2014 at 02:09

    Выпустить «на отвали» очень даже может быть кстати. Хотя быпо той причине что они толком никаких допнаборов к стартеру то и не анонсировали. Разве что по пехотной ПВО и пулемётчиков, за обе стороны. Маловато как то совсем.
    З.Ы.Тоже очень ждал Т55. Очень.

    1. Вечный
      08.02.2014 at 02:35

      Сейчас уже анонсированы Шилка с Вулканом, грузовики и самоходные гаубицы. Посмотрим что дальше будет.

  5. Laid0000
    14.02.2014 at 19:28

    Очень жаль что Звезда не воплотила в жизнь анонсированное фирмой, а схалтурила даже в механике после многих редакций системы от журнала Великие Победы до этой игры(

  6. stak
    17.02.2014 at 10:36

    Данияр, спасибо, хороший обзор.

    Хотя, до него была еще какая-то надежда, зато теперь все стало ясно.
    Интересующимся горячей фазой противостояния СССР — США стоит сосредоточиться на WORLD at WAR.

    В линейке АоТ Звезда выпускает несколько странный продукт. Странный как по форме, так и по содержанию.
    Из более менее близкого, что сразу приходит на ум, причем не мне одному, это Flames of War или Tide of Iron.
    В обоих случаях стартеры вполне самодостаточны.

    Как пример в ToI на каждую сторону по 12 танков, 6 бронетранспортеров, 6 грузовиков и более 70 шт. пехоты.
    Да, миниатюры, скажем так, несколько другого качества или даже уровня. Но они прекрасно справляются со своей задачей, являясь игровыми компонентами. А, учитывая количество компонентов, вполне можно изобразить что-то пригодное к жизни. Вопрос, кстати, с разного рода укреплениями и прочими дымзавесами решен почти так, как предлагает автор статьи — небольшие жетоны, не занимающие целый гекс — просто и удобно. Учитывая не самое большое количество сценариев в базе, есть возможность скачивать дополнительные сценарии с сайта производителя.

    В новом стартере Flames of War, да что говорить, оцените сами:
    http://www.flamesofwar.com/hobby.aspx?art_id=3543
    Стоит добавить наличие как чниги правил, так и книги правил для новичков, где те или иные моменты игры отображены при помощи картинок из самой игры — для пущей наглядности. В плюсы можно добавить огромную номенклатуру техники и пехоты для всей системы, в ключающей в себя как WWII? так и Вьетнам.

    Обе системы в чем-то схожи с АоТ, а в чем-то различаются, например масштабами подразделений. В Flames of War один пехотинец — это один пехотинец, а 1 танк — это один танк. В ToI одна подставка с 4 фигурками равна одному отделению, а один танк это один танк.
    Если взять ToI, то вопрос со специализацией отрядов решен изящнее — в виде специальных жетонов, вставляющихся в подставку каждого отряда: крест — медик, шестеренка — механик, огнемет — огнеметчик итд итп. При этом нет необходимости докупать какие-либо дополнительные наборы миниатюр, чтобы отобразить специализацию отрядов. Да, каждое дополнение это лишь дополнение к стартеру, но и там добавляется куча всего, в том числе и новые специализации и новые механики, исходя из особенностей того или иного ТВД.

    Если вернуться к Звезде, то мы имеем не полноценный стартер, а «ознакомительный набор» с невнятными правилами.
    Подробности, опять же, освещены в статье.
    По компонентам, лично у меня есть вопрос к Звезде: за каким надо было делать компоненты в таком количестве разных масштабов? С одной стороны понятно — Звезда выпускает отличные миниатюры в 1/72, с другой стороны все мининаборы разрабатывались с помощью 3D моделирования. Кто мешал сделать миниатюры в том же масштабе, что и бтт? Кто мешал продублировать наборы в 1/72 и 1/100 и составить конкуренцию миниатюрам из FoW (по крайней мере — попытаться). Очевидно — желание компании усидеть на двух стульях разом. В итоге для моделистов мининаборы слишком дороги, а при изготовлении диорам массово вообще не применимы — иначе получается армия клонов. Для тех, кто играет с миниатюрами 1/72 масштаба из этих мининаборов армию тоже не построить, по обозначенным выше причинам.

    Все это очень печально, учитывая первоклассное качество компонентов от Звезды.

    Такое мое мнение, которое я никому не навязываю.

    1. Eternal
      20.02.2014 at 22:56

      Насчет масштабов не знаю, я уже привык к тому что они разные, на мой взгляд эстетику поля это сильно не рушит. С другой стороны единый масштаб все равно бы не получился, так как есть еще авиация в двух масштабах и поезда с катером. Так что выход с разными масштабами на мой взгляд единственный возможный при плане широкого охвата системы.

      Беда Звезды это конечно правила и еще раз правила. Они непродуманны, тяжеловесны и требуют чрезмерно высоких усилий от игрока. Посмотрим что будет в третей редакции которую все ожидают увидеть в стартере «Битва за Москву». Обязательно напишу по ней подробный обзор.

  7. ympytyar
    22.03.2015 at 11:31

    Один отличный плюс у стартера. Это дополнительные пустынные поля. Теперь можно создавать сценарии на ранние битвы в северной Африке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *